Как часто грандиозные замыслы оборачиваются пшиком, а имя их креативного автора благополучно затягивается историческим туманом...
К счастью, бывает и наоборот: из непритязательного начинания энтузиастов вырастает удивительный феномен, предмет гордости целого народа, покоряющий сердца людей на всех континентах. Так несколько бесплатных уроков пения и теории музыки, проходивших в 1860 году в доме Волоцкого на Садовой улице, где одну из квартир занимал Н. Г. Рубинштейн, через шесть лет привели к созданию Московской консерватории. Сегодня это сложный комплекс, без которого немыслима не только система образования Российской Федерации, но и ее культурная жизнь.
Чем же удивительно это заведение? Пожалуй, тем, что органично сочетает решение образовательных задач, научно-исследовательскую работу, концертную деятельность и богатейшую библиотеку.
МГК им. П. И. Чайковского как учебное заведение
Образовательная деятельность Московской консерватории остается основной, хотя даже названия ее факультетов звучат как афиша концертного зала: фортепианный, оркестровый, вокальный, исторического и современного исполнительского искусства.... Со стороны может показаться, что производство музыкальных гениев поставлено здесь на поток. Это ложное впечатление: общее количество студентов на пяти курсах по всем специальностям не достигает и тысячи человек. Учиться здесь хотели бы сотни музыкально одаренных молодых людей из разных стран мира, но пройти творческий конкурс удается единицам. И им можно позавидовать: на пять (а с учетом подготовительного отделения и шесть-семь) лет они оказываются причастными самой элитарной культуре, погружаются в атмосферу творчества и напряженного овладения секретами мастерства.
Никакой самодеятельности!
Многие вузы Москвы славятся своими самодеятельными художественными коллективами. В отличие от них, Московская консерватория самодеятельности не терпит. Это один из немногих вузов, в котором концертная деятельность — прямое продолжение учебных занятий и важное условие профессионального становления.
Два симфонических оркестра, Оперный театр и Оперная мастерская, Студия новой музыки, несколько камерных оркестров разной специализации, уникальный российско-японский проект «О-Нацу», фольклорный ансамбль и ансамбль древнерусского певческого искусства, два хора — выступление любого из этих коллективов привлекает истинных любителей музыки, в какой бы стране оно ни проходило. О высоком уровне и мировом признании говорит тот факт, что с ними сотрудничают известнейшие музыканты мира: так, московские выступления Пласидо Доминго дважды сопровождал Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. В то же время, эти коллективы дают всем желающим замечательную возможность приобщиться к высокому искусству: практикуют бесплатный вход на свои концерты и представления в одном из залов консерватории. Благотворительные концерты, музыкальные фестивали, концерты-лекции творческих коллективов Московской консерватории им. П. Чайковского стали важной частью не только столичной и российской, но и мировой культурной жизни.
Библиотека Информационный центр России по музыке — такой статус имеет консерваторская библиотека им. С. И. Танеева. Крупнейшая по объему своих фондов (около полутора миллионов экземпляров), она едва ли имеет себе равных по их ценности. Ведь это не только произведения русских и советских композиторов, но и тексты диссертаций, дипломных работ, справочные, словарные и энциклопедические издания, программы конкурсов и фестивалей, периодика, литература по теории и истории музыки. Одно только собрание редких и рукописных произведений насчитывает около 20 тысяч текстов.
Основа этого собрания — часть личной библиотеки Н. Рубинштейна, переданная им в дар Русскому Музыкальному Обществу, от которого она и перешла консерватории сразу после ее официального открытия.
Научная деятельность
Как и другие московские вузы, консерватория собрала в своих стенах лучших специалистов, ведущие преподавательские и научные кадры — вот только научными исследованиями они занимаются не так, как все. В МГК им. П. Чайковского ведется не научная, а научно-творческая работа. Ее основные направления:
• современная и электроакустическая музыка,
• собирание, изучение и пропаганда народного музыкального творчества,
• изучение церковно-певческого искусства.
Дело ведь не в том, что за 60 лет работы Диссертационного совета здесь защищены сотни докторских и тысячи кандидатских диссертаций, а в том, что наука и музыкальное творчество слились в едином служении людям. И пускай о таком развитии своего «домашнего» проекта не думал сам Н. Рубинштейн, да и сотни энтузиастов, приложивших силы и старания к его становлению. Созданная без амбиций и пафоса, Московская консерватория нашла свое неповторимое место в культурном пространстве — нашла и стала необходимой.