Средневековая алхимия и ее жрецы держали невежественный люд в отдалении и страхе: в их всесилии не сомневались и не решались подойти поближе. Усилия алхимиков были направлены на поиски философского камня — игрушки, способной наделить человека божественной творческой силой. Цель казалась столь значительной, что немногие удерживались на научной стезе, но уж если удерживались, то отдавались ей без остатка.
Возможно, человек средневековья не удивился бы, узнав, какое мощное развитие осуществила некогда полукустарная алхимия, превратившись в химию. Но он удивился бы безмерно, узнав, что философский камень утратил свою привлекательность. И что современная наука прекрасно уживается с общественной жизнью и развлечениями. И что самые замысловатые химические секреты стали доступны любому. Особенно — любому студенту Московского государственного университета тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова.
Как все начиналось
Собственно, в 1900 г, когда в свежеиспеченном химико-физическом факультете еще никто не разглядел бы сегодняшний московский вуз с его 4500 учащимися, он уже бросал вызов своим современникам. Ведь факультет с такой серьезной спецификой открылся в рамках Московских высших женских курсов. Вопреки традиции, естественно-научная специализация не испугала прекрасных дам: к 1918 г здесь прошло обучение более 5000 курсисток. И пока весь мир двигался в сторону эмансипации, химико-физический факультет шагал не в ногу, все шире раскрывая свои двери для студентов-мужчин.
В 1924 году курсы были преобразованы во Второй Московский государственный университет, в составе которого химико-фармацевтический факультет занимал одно из важнейших мест. Экономика разрушенной страны нуждалась в кадрах: ей были нужны инженеры-химики, фармацевты, разработчики новых продуктов и технологических процессов.
Специализация усугублялась и привела к тому, что вуз разделили на три самостоятельных заведения. Так с 1930 г список российских вузов пополнился Московским институтом тонкой химической технологии, который просуществовал под этим именем до 1992 г., потом стал академией (в этом статусе прибавил к химическим специальностям экономико-гуманитарные). Еще одна смена имиджа произошла в 2011 г: вуз стал Московским государственным университетом тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова.
МИТХТ сегодня
Что изменилось, кроме названия? Вообще что представляет собой сегодня эта цитадель химической науки и наукоемких технологий? Об этом могут рассказать студенты и преподаватели МИТХТ.
• Хотя, как и многие университеты и академии Москвы, вуз страдает от невысокого конкурса, количество абитуриентов стало расти.
• Чтобы их не терять, здесь проводят плановую работу не только по привлечению желающих учиться, но и по их подготовке. На базе университета работает факультет довузовской подготовки (для старшеклассников) и лицей «Авогадро» (набирает группы учащихся 9, 10, 11 классов). Изучение профильных для химиков предметов здесь поставлено таким образом, что ребята без проблем проходят ЕГЭ и поступают в выбранные вузы Москвы или других городов. Учеба в лицее их ни к чему не обязывает и не стесняет, а расширяет возможности.
• Студенты первого и второго курсов традиционно жалуются на очень плотный учебный график, но не жалуются на коррупцию. Кроме традиционных занятий и библиотеки, в фондах которой больше четверти миллиона экземпляров, к их услугам сетевые ресурсы, в первую очередь сайты кафедр. В вузе создана живая научно-творческая атмосфера с возможностью выбора преподавателя и курса лекций, с большим количеством лабораторных и практических работ, с научными поисками.
• Самые предприимчивые имеют возможности и для интересного отдыха (рок-клуб и своя репетиционная база, спортивные секции, театральная труппа, танцевальные студии), и для подработки. Выпускники академии не просто получают дипломы — они находят работу: данные в вузе специальности востребованы на рынке труда, а неплохая теоретико-практическая подготовка делает их вполне конкурентоспособными.
• Замечательна и верхушка этого учебно-научного айсберга: в восьми диссертационных советах ежегодно принимают к защите не одну кандидатскую или докторскую диссертацию. Лишь пятая часть преподавательского состава не имеет научной степени, и это один из лучших показателей среди технических вузов страны.
• Одного взгляда на лекционные аудитории и лабораторное оборудование МИТХТ достаточно, чтобы понять, как далеко ушли современные химические технологии от средневековой алхимии. Кстати, бытовые условия в общежитиях тоже соответствуют нынешним стандартам.
Жажда познавать и создавать новое сменила поиски философского камня, а будни Московского государственного университета тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова подтверждают: этот путь гораздо продуктивнее!