Практическая направленность обучения, научность в соединении с высокими технологиями, преемственность — вот три кита, на которых держится Московский медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова. Держится уверенно уже более 120 лет.
Становление МГМСУ
Да, позади у этого учебного заведения больше века: зубоврачебная школа И. Коварского, из которой оно выросло, была создана еще в конце 19 века. Значит ли это, что становление университета проходило гладко, что он неуклонно наращивал материально-техническую базу и научный потенциал, выдавая стране все более качественные кадры? Пожалуй, да. Хотя иногда он переживал непростые времена, в целом не многие вузы Москвы обошлись без радикальных преобразований и реорганизаций — в этом смысле МГМСУ повезло, тут часто меняли вывеску, но не суть.
Созданный на базе зубоврачебной школы в 1920 г Дом Советского зубоврачевания вскоре был переименован в Государственный институт зубоврачевания, официальное открытие которого состоялось в 1922 г. Через пять лет это был уже институт стоматологии и одонтологии, еще через пять он получил статус научно-исследовательского.
С 1949 г учебное заведение существует как Московский государственный стоматологический институт, с 1999 — как медико-стоматологический университет, полное название которого «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Если в институтский период здесь открыто несколько медицинских факультетов (лечебный, усовершенствования врачей), то в университетский — по смежным специальностям на границе учебных дисциплин (например, клинической психологии, экономический).
МГМСУ для студентов
Подготовка квалифицированных специалистов в сфере медицины и близких к ней — самая значительная часть образовательного процесса. Ее обеспечивают более 80 кафедр на шести основных факультетах: лечебном, стоматологическом, экономическом, клинической психологии, среднего специального образования, социальной работы.
Кажется, этим все сказано? Далеко не все. Студенческий этап в жизни медиков затягивается, и пережить его надо так, чтобы больше не хотелось. Культурно-деловой центр университета, с его творческими мастерскими и клубами по интересам («хобби-классы» называют их здесь), помогает наполнить ее не только учебой и первыми профессиональными опытами, но и полезными развлечениями. Второе крупное направление работы Центра — помощь в трудоустройстве: информация, ярмарки вакансий, семинары и тренинги.
И если кто-то думает, что на этот раз — все, то он опять ошибается. Знакомая каждому, кто когда-то работал, дрожь первого трудового дня, для медицинского работника не так смешна и безобидна, как для многих других. Это не просто страх упустить из виду какие-то важные мелочи — это опасность неправильно поставленного диагноза, неверно выбранного лечения. Существует только один путь избавиться от синдрома «начинающего»: практика.
Много лет в МГМСУ ощущалась нехватка собственной клинической базы — и вот в 2003 г развернулась работа по ее созданию. Уже сейчас функционирует консультативно-диагностическое отделение (рассчитано на прием 240 посетителей ежедневно) и ряд клинических отделений (в сумме на 230 коек). После завершения всех строительных работ и правового оформления деятельности здесь будет создан мощный, прекрасно оснащенный центр оказания медицинской помощи населению и обучения молодых специалистов. Университет после университета
Как никакая другая отрасль, врачебная практика требует постоянного обновления: ее уровень должен отвечать результатам современных фундаментальных исследований и технологических разработок. Одна из задач МГМСУ — обеспечить такое обновление. Ее решает факультет последипломного образования, в структуре которого 32 кафедры. Здесь повышают свою квалификацию и проходят переподготовку специалисты с высшим медицинским образованием не только из России, но и из-за рубежа.
ЦДП и клуб «Юный медик»
Как сделать выбор профессии, связанной с медициной, предельно осознанным, как добиться хороших знаний по анатомии, химии, физике и другим необходимым дисциплинам уже у поступающих? Как, наконец, ускорить процесс адаптации к вузовской системе образования, так чтобы все силы студентов-первокурсников были направлены на овладение специальностью? Такие вопросы стоят перед любым учебным заведением, которое заботится о престиже своего диплома. МГМСУ решает его так же, как и другие медицинские вузы Москвы: организуя работу с будущими абитуриентами. Кроме сотрудничества университета с подшефными школами и работы клуба «Юный медик», это постоянно действующий Центр довузовской подготовки — фактически целый дополнительный факультет, где обучение ведется на контрактной основе.
Можно долго говорить о том, что это дает вузу и его коллективу, но нужно ли? Ведь важен только последний итог: образовательный процесс, воспитание профессиональных качеств в МГМСУ поставлены таким образом, что из его стен выходят специалисты, которым можно доверить свое здоровье.
И это здорово!