Мало кто знает, что «каникулы» могут «лаять». Ведь название праздничных школьных дней происходит от латинского слово «Каникула» (в переводе — «маленькая собачка»), которым древние римляне называли звезду в Созвездии Большого Пса. Как только эта звезда появлялась на утреннем небе, в Древнем Риме начинались жаркие дни, и все уходили на отдых. Сейчас каникулы бывают не только летом, но и осенью, и весной, и зимой. Но школьникам этого кажется мало. А вот в Министерстве образования считают, что наши дети отдыхают намного больше, чем их сверстники из-за рубежа.
Что решили на совещании
Осенью 2014 года в Минобрнауки состоялось совещание "Каникулы в дополнительном образовании". Им руководила вице-премьер Ольги Голодец. В мероприятии принял участие глава ведомства Дмитрий Ливанов.
Он обратили внимание на бытующее мнение о том, что наши дети перегружены учебой. По мнению Ливанова, все немного по-другому: если сравнивать учебную жизнь наших детей с жизнью детей из других стран Организации экономического сотрудничества и развития, то у россиян — явное преимущество. Оказывается, наши отпрыски проводят в школе на 15% меньше времени, чем их иностранные сверстники. А если учесть, что в других странах среднее образование более длительное — 12-13 лет, то разрыв в величине увеличивается до 30%.
Ливанов не уточнил, плохо это или хорошо. Но педагоги задумались. По мнению главы Министерства, интерес к каникулам пропал у педагогов в 90-ые годы. И произошло это совершенно напрасно: сейчас нужно активизировать занятия в каникулярное время, особенно среди детей из неблагополучных семей.
Совещание не зря называлось «Каникулы в дополнительном образовании». Возможно, в ближайшее время деятельность обучающих учреждений в отношении школьников увеличится именно в каникулярное время.
У воспитания каникул нет
Имеющаяся у школ возможность заниматься детьми в каникулы закреплена законодательно. О каникулах идет речь в одной из статей Типового положения об общеобразовательном учреждении, которое утверждено постановлением Правительства РФ. Говорится об этом периоде и в соответствующих уставах образовательных учреждений.
Из закона «Об образовании» следует, что школьная деятельность в каникулы — это часть заботы о здоровье учащихся. Особенно оговорено, что в этот период нельзя применять меры дисциплинарного взыскания к школьникам.
Даты школьных каникул строго оговорены. Однако бывает, что они увеличиваются — например, в случае морозов, эпидемий болезней.
А в Украине, например, директорам школ разрешили устанавливать каникулярные дни по их собственному усмотрению. Теперь, видимо, директор будет решать, какой день является каникулярным, а какой нет.
Во многих центрах дополнительного образования есть свои программы по каникулярному времяпрепровождению. Некоторые из них представляют из себя очень строго структурированные «сетки». Дел у ребят во время отдыха оказывается ничуть не меньше, чем во время обычных школьных будней.
Когда дети заняты — взрослым спокойнее
Опрошенные нами эксперты разделились. Кто-то говорил, что на каникулах детей надо оставить в покое, а иначе в отдыхе нет никакого смысла. Но таких было мало.
Большинство сходились во мнении, что организовать время и пространство для детей в каникулярное время все-таки придется. В первую очередь это нужно для снижения безнадзорности: мол, если ребенок под присмотром, то травматизм серьезно снижается, и увлечения наркотиками и алкоголем возникнуть не должно. Даже тягу к компьютерным играм в каникулы можно снизить, если детей чем-то занять.
Но кроме структурирования времени есть и другие цели: учить детей самостоятельно проводить время, разговаривать друг с другом, формировать у них познавательный интерес и адекватную самооценку. Многие также указывают на развитие памяти, мышления, речи, расширение.
Есть споры относительно того, насколько каникулярное обучение должно быть добровольным: в школьное время ребенок ходит потому, что обязан. А в каникулярное — нужно его обязать или нет?
Могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Будут ли школьники также послушны или у них будет «каникулярное настроение», когда «все можно».
Напрячься придется и педагогам: многие из них воспринимают каникулы и как свой собственный праздник. Захотят ли он работать на «полную катушку»?
Необходимо будет обеспечить гигиенические, санитарные и другие нормы, проводить постоянное переобучение педагогов, подбирать новые кадры (методистов, музыкальных работников, педагогов, тренеров). А ведь на все это нужно время, деньги, специалисты, контроль (например, по технике безопасности и охране здоровья).
Оплата каникулярного времени может производиться как за счет бюджета, так и за счет спонсоров или родителей, но понятно, что в связи с кризисом все хотят переложить материальные расходы друг на друга.
Что касается форм, то эксперты предлагают концентрироваться в каникулярное время на игровой деятельности: конкурсы, викторины, игры, интеллектуальные посиделки, театрализованные представления, командные конкурсы.
Педагоги, которые работают с детьми в каникулярное время, говорили, что им удалось добиться развития творческих способностей детей, гибкости мышления, воображения, нового восприятия привычных объектов. Из возможных направлений указывали работу с юными биологами, юными журналистами, юными туристами, кружки по прикладным видам творчества (шитью, рисованию, народным ремеслам, путешествиям). Предлагали использовать это время для воспитания патриотизма: в это время хорошо идут программы, посвященные различным событиям в истории России, краеведению (город и область). А если даже преподаются очень сложные дисциплины, то нужно это делать в увлекательной форме: например, не просто «Физика», а «Занимательная физика».
Опрошенные нами родители, в основном, были «за» дополнительное каникулярное образование. Но они высказывали пожелание, чтобы оно проводилось недалеко от дома, в экологически чистых местах. Многие жаловались, что не хватает хороших педагогов, а также материально-технической базы: спортивного инвентаря, игровых комнат, залов.
Возможно, всплеск каникулярной работы со школьниками стоит ожидать к ближайшему лету, когда у детей появится свободное время, а у взрослых — ясная концепция того, как и что можно еще проводить.
Комментарий:
Подлевских Александра Никитична, педагог дополнительного образования высшей категории, победитель всероссийского конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» 2011 года, аспирант ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, руководитель детского общественного объединения «Туристский клуб «СКИФ» ГБОУ ДОД Дом детского творчества Приморского района Спб:
«В 2013 году государственной системе дополнительного образования в России исполнилось 95-лет. Все что можно организовать для детей, уже есть.
Сейчас дополнительное образование есть и центрах образования, и в Домах и Дворцах творчества, и при школах. Есть такие направления дополнительного образования, работа которых проходит преимущественно в каникулы.
Например это туристско-краеведческая направленность. В таких кружках и секциях основной учебный процесс у обучающихся происходит в многодневных нестационарных мероприятиях, которые невозможны без каникул. И чаще всего эти мероприятия дают детям не только отдых и оздоровление, это еще и серьезный образовательный и воспитательный процесс. Многие руководители туристских секций, совмещают туристский поход с исследовательской работой по естественно-научным предметам, по обществознанию, истории. В путешествии, под влиянием руководителя, являющегося значимым взрослым – школьник с большим желанием будет усваивать информацию, и самое главное у него сформируется мотивация на саморазвитие, что только улучшит успеваемость в школе.
По моему мнению, наличие больших каникул не вредит учебе. Дело в том, что дети – мотивированные на учебу продолжают учиться и на каникулах. Для многих – каникулярное время – это время на дополнительное образование, которое в нашей стране сохранилось с советских времен и развито значительно больше, чем во многих, даже европейских. Ну а для детей, на учебу не мотивированных, нет разницы – учебное время или каникулярное.
Система дополнительного образования позволяет преподавать привычные школьные предметы в необычных условиях, вне классно-урочной системы, с использованием нестандартных методов и подходов, что в свою очередь создает у школьников интерес к предмету и формирует мотивацию к усвоению новой информации»