В ближайшее время в списке школьных олимпиад может появиться прибавление. Кроме традиционных соревнований по физике, химии, математике и другим наукам — в школах могут начать активно проводить олимпиады по инженерии.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сказал, что школьники-победители инженерных олимпиад могут иметь льготы при поступлении в технические вузы.
Идея хорошая: если ребята с самого детства будут «запущены» в инженерную науку, то в России вполне могут появиться свои отечественные айфоны, айпады, мерседесы, ксероксы. «Самое время для олимпиад!», - говорят оптимисты. «Уже поздно, время упущено», - говорят пессимисты.
Если все получится, то в школах будет настоящее, эффективное «Сколково». А если не получится, то будет какое-нибудь «ШКОЛково».
Инженерия школьных душ
Школьные олимпиады формируют интерес учащихся к предмету, расширяют кругозор, позволяют углубиться в специальность и раскрыть потенциал школьника. Сейчас их проводят по обществознанию, математике, физике, химии, биологии, географии, экономике, литературе, информатике, иностранным языкам, истории, искусству и т. д. Олимпиады делятся на уровни: школьная, районная, городская, всероссийская.
С недавнего времени заговорили в школе и о технических олимпиадах. Глава Минобрнаруки Дмитрий Ливанов сказал, что сейчас такая возможность прорабатывается. Наверняка, в ближайшее время будут составляться программы олимпиад, а также определят техническую базу для них.
Ливанов заявил, что ожидает поддержки в этом вопросе от вузов. Наверное, он имел в виду, что высшие учебные заведения заинтересованы в том, чтобы к ним приходили хорошие абитуриенты, поэтому вузы могут помочь организовать олимпиады и «собрать сливки» технических гениев.
Нельзя сказать, чтобы раньше в России такого не было. О юных инженерах говорили постоянно.
В университете ИТМО в Петербурге проводятся онлайн-курс по роботехнике. Преподаватели учат конструировать роботов, используя конструктор Lego Mindstorms NXT и графическую среду Robolab.
В регионах действует программа для школьников и молодежи «Шаг в будущее». Она поощряет юных математиков, физиков, химиков и т.д. Есть и раздел «Инженерная наука»: проводятся соревнования, устраиваются встречи с учеными.
Проходит также всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели». Тут ребята могут презентовать свои проекты в области инженерного, конструкторского дела, получить консультации.
Юные исследователи защищают свои работы и получают призы. Примеры названий школьных проектов: «Устройство для автоматического поддержания максимальной выработки электроэнергии солнечными генераторами в течение светового дня», «Вторая жизнь CD-ROM», «Запутанные ходы. Место выхода из лабиринтов». Некоторые работы даже публикуются в сборниках научных трудов молодых исследователей.
Время быть инженером?
В конце 2014 года в МГУ прошел студенческий форум «Сейчас время быть инженером». Его посетила вице-премьер Ольга Голодец. Она сказала, что в России не хватает инженеров в машиностроении, авиации. Стало известно, что талантливые студенты будут получать ежемесячную стипендию 20 тысяч рублей, но при этом они должны будут подписать контракты, согласно которым они обязаны работать по специальности. Будут поддерживаться также студенческие конкурсы, инженерные объединения в вузах, проектные коллективы.
Большинство опрошенных нами эксперты сказали, что олимпиады нужны. Правда, финансировать их — недешевое дело: нужна солидная материальная база. Учить школьников инженерии — тоже недешево.
Но, наверное, есть в этом деле и коммерческий PR-аспект. Каждая школа гордится своими олимпиониками. Если зайти на сайты престижных лицеев, гимназий, то там, чаще всего, отдельной строкой указано, сколько среди учащихся победителей олимпиад определенного уровня и профиля. Для родителей это показатель: если здесь готовят победителей, значит, и мои сын или дочь смогут стать успешными. В такие школы стремятся попасть с удвоенным рвением.
Однако победа на олимпиаде — еще не гарантия поступления. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий в интервью «Российской газете» сказал, что каждый четвертый абитуриент в 2014 году был победителем или участником олимпиад. В общей сложности в МГУ принесли документы чуть больше четырех тысяч олимпиадников. Но зачислены были только три тысячи!
Однако МГУ олимпиады поощряет. В 2015 году право на льготы смогут получить участники 70 разных олимпиад и конкурсов. Уровень и перечни опубликует Минобрнауки. Есть среди них и олимпиады по инженерным наукам, которые проводит МГУ и Южноуральский университет.
К слову сказать, зарплаты инженеров сейчас очень разнятся. В Москве, по данным сервиса «Яндекс-работа», инженеру предлагают от 50 тысяч рублей (инженер сервисного отдела) до 220 тысяч рублей (инженер проектировщик, который вводит большой строительный проект с нуля). Так что тем, кого интересует материальный аспект, есть к чему стремиться — из «ШКОЛково» в «Сколково».
Комментарии:
Георгий Шабалев, программист, выпускник НИУ ИТМО (Петербург).
«Сложно сказать, какие именно можно включать конкурсные задания в олимпиады по инженерным наукам. Ведь надо учитывать, что школьник, будь он даже самым умным парнем на земле, не сможет в одиночку создать какой-либо полноценный прибор «с нуля», «на коленке» и за столь небольшое время, отведённое под олимпиаду.
За время олимпиады невозможно успеть создать даже какой бы то ни было приличный эскизный проект. Полагаю, в таком случае нужно давать типовые задачи и смотреть решение этой задачи, комплексно анализируя ответ, оценивая его адекватность. Например, можно давать на олимпиаде по инженерным наукам задачи на криптоанализ, на алгоритмы и структуры данных, на химические реакции, на простые механические взаимодействия, на электронику. Возможно, дать простую схему и попросить развести плату под неё.
Результат таких олимпиад можно сделать плюсом при поступлении в инженерные вузы, например, зачитывать их как один или несколько экзаменов. Но вообще, такие штуки, как инженерные олимпиады — довольно сомнительны. Инженерия — это не простая наука, которая человеку со средним образованием малодоступна.
Некоторые мои знакомые пытались преподавать робототехнику детям, но как по мне — это может лишь пробудить в детях интерес, но не дать реальные знания, поскольку для них нужна очень прочная база.
Мне не нравится техническое образование в России. Виной всему — невысокая квалификация преподавателей и недостаток толковых людей, а порой устаревшая техническая база. Преподаватель должен читать лекции не «по бумажке», а из собственных реальных знаний. Он должен постоянно вносить дополнения и изменения в свою программу, потому что прогресс не стоит на месте.
У нас в университете было лишь несколько преподавателей, которых было интересно послушать и у которых можно было вынести что-то из их лекций.
Как и многие другие программисты, я постоянно сижу на сайтах с курсами зарубежных вузов, где читают лекции преподаватели различных зарубежных университетов. Это совершенно другой уровень, и в России так не преподают почему-то».
Александр Гецой, механик-аниматор:
«Инженер должен видеть всю конструкцию в голове. Если инженер не будет видеть и чувствовать «конструктив», механику, то никакие чертежи, никакое образование не помогут изготовить тот или иной механизм. Механизм нужно сначала «проиграть», «погонять» в голове и ни в коем случае не смотреть, как работают другие механизмы. Тогда будет толк.
По поводу олимпиад, полагаю, их нужно устраивать. Я бы начал обучение ребят, как раньше, на станках без числового программного управления. Верстачок, напильничек, заточка сверла...Нужно начинать со слесарных, токарных работ. Хороший инженер - это тот, который и на токарном станке поработал, и на фрезерном, и рубанком помахал, и сваркой позанимался».