Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

ПТУ — Пришел Типа Учиться?

Как утверждают руководители системы образования РФ, учреждения начального профессионального образования (как теперь принято называть ПТУ), и среднего (к ним относятся колледжи и техникумы) испытывают серьёзные проблемы и нуждаются в комплексе мер по их плановой поддержке. 

И нее просто утверждают, а разработали законопроект, включающий комплекс мер по совершенствованию НПО и СПО, и внесли его на рассмотрение в Госдуму. Однако депутаты законопроект не поддержали, объясняя этот факт недостаточной продуманностью проекта, и отсутствием в нём проработки наиболее важных моментов. Так ли это на самом деле? Что происходит сегодня с нашим профессиональным образованием?

Ситуация не слишком плохая, но проблемы есть

По опыту развитых стран основу экономики составляют именно те квалифицированные работники, которые получили среднее профессиональное образование. Именно они обеспечивают основной рост и развитие промышленности. Если экономика идёт в рост, значит и спрос на таких специалистов повышается. Это аксиома, справедливая и для нашей экономики. 

Нужно сказать, что в последние 3-4 года несколько повысился престиж заведений, призванных научить профессии — и в глазах абитуриентов, и в глазах работодателя. Более того, только менее 10% выпускников техникумов и колледжей России испытывают трудности с трудоустройством. Это очень неплохой показатель, свидетельствующий о востребованности молодых специалистов среднего звена: ведь среди выпускников вузов процент затрудняющихся с поисками работы почти вдвое выше.

Однако проблем хватает и в СПО, и эти проблемы регулярно обсуждают в Аналитическом центре при Правительстве РФ. 


63508011_ptu.jpg



Напомним, что с сентября 2013 года в силу вступил закон об оптимизации начального и среднего профессионального образования, характеризовавшийся резким сокращением, укрупнением и перепрофилированием именно начального профессионального образования, то есть как раз лицеев и ПТУ. Тогда этот закон вызвал много споров и разногласий, не утихающих до сих пор. Особое недовольство вызывало закрытие большого количества ПТУ вместе с их производственными площадками и открытие вместо них объединённых укрупнённых комплексов, до которых не всегда просто добраться, особенно подросткам из сельских местностей. Уже существующие проблемы остались нерешёнными, плюс к этому, к ним добавился и ряд новых. 

Например, трудности с трудоустройством выпускников учреждений СПО в Тверской области отметил один депутат из Твери. Он сказал, что в прошлом году более трёх тысяч человек, закончивших заведения СПО в области, обратились в службу занятости за помощью. Главной причиной трудностей депутат считает несовпадение спроса и предложения на рынке труда по территориальному признаку. Так, предприятие, где требуются специалисты, находится в одном районе, а училище, где занимаются подготовкой этих кадров, расположено в другом. 

Вторая проблема, на которой заострил внимание депутатов тверичанин — это подготовка работника с СПО по специальностям, имеющим те же названия, что и вузовские профили. Естественно, приглашая на работу мастера пусконаладочных станков, работодатель отдаст предпочтение специалисту, имеющему диплом вуза, чем диплом СПО с той же специализацией. 
Есть проблема и со специалистами, которые могут обучить работать с новым высокотехнологичным оборудованием. Как её решить - вопрос, на который пока ответить сложно. Приглашением в училища профессионалов непосредственно с производства эту проблему не решить, так как одного профессионализма для работы с будущими молодыми специалистами явно мало. А значит, работу нужно сначала проводить в тех учреждения, где ведётся подготовка педагогических кадров для профессионально-технического образования. 

Программа совершенствования НПО и СПО до 2020 года

Задача, направленная на дальнейшее совершенствование СПО, было озвучена в послании В.В. Путина Федеральному собранию в декабре прошлого года. В послании, в частности, говорилось о том, что к 2020 году должна быть организована подготовка специалистов по 50 востребованным специальностям на базе средних специальных заведений. Число студентов вузов сегодня продолжает увеличиваться, а количество учащихся в СПО не изменяется. И эта тенденция не может не тревожить. 

Министерство образования отреагировало оперативно, законопроект был готов уже к началу марта. Однако поддержку депутатов не получил. Почему? 
Ольга Баталина, член комитета Госдумы по социальной политике и труду, рассказала корреспондентам «Росбалта», почему же не был поддержан комплекс мер по развитию и совершенствованию СПО, в том виде как его представило Министерство образования. Ведь о необходимости дальнейшей оптимизации системы среднего специального образования, повышении престижности его, возрождении ПТУ речь заходит не впервые. 

Не все учреждения НПО и СПО одинаковы

Сегодня все средние профессиональные заведения можно разделить на две категории. Первой - помогает крупный бизнес. И с его помощью образование в техникумах и колледжах действительно становится качественным. Промышленные предприятия, курирующие профтехучилища и техникумы, помогают с производственной базой и оборудованием, предоставляют рабочие места для прохождения практики. Обычно в таких образовательных учреждениях современные оборудованные техническими новшествами классы, преподаватели и мастера производственного обучения получают надбавки к заработной плате от предприятий-кураторов. 

И примеры здесь можно привести весьма впечатляющие. Челябинский трубопрокатный завод оказал поддержку недавно созданному училищу, и теперь будет получать высококвалифицированные кадры для своих производственных участков. Учащиеся проходят практику непосредственно в тех цехах, куда придут работать после окончания училища. 

Показателен и пример Калужской области. Несколько лет назад в этом регионе стали одна за другой открываться немецкие фабрики по производству кондитерских изделий, пивоваренные предприятия, заводы по производству пищевых полуфабрикатов. Когда немецким менеджерам, наряду с разнорабочими, потребовались и квалифицированные кадры, они организовали практически с нуля профтехучилища на своей базе: привезли из Германии и своих педагогов, и оборудование. Как рассказала Ирина Абанкина, представитель областной администрации интернет-изданию DW.DE, конкурс в это профессионально-техническое заведение составил 15 человек на место. Учащимся создали условия обучения, максимально приближенные к тем, которые их ожидали на предприятиях, и предоставили все возможности для учёбы, включая практику работы на сложном современном оборудовании. И результат не заставил себя ждать.

В начале марта с журналистами о проблемах НПО и СПО беседовала Наталья Гончарова, министр образования АР Крым. Она рассказала, что на сегодняшний день в Крыму существует 62 заведения, готовящих специалистов со средним техническим образованием, и во многие из них высокий конкурс при поступлении, достигающий 5 человек на место. Это о многом говорящий показатель, а обусловлен он тем, что выпускникам гарантируется трудоустройство. Там, где обучают на качественные востребованные специальности, руководство заведений СПО и НПО помогает и поддерживает учащегося, начиная с первого дня поступления, и до выхода его на работу после выпуска. 

Госпожа Гончарова сказала и о том, что в этом году в Крыму пройдёт оптимизация учебных заведений среднего звена, и определены те направления подготовки учащихся, которые востребованы именно в этом регионе. Часть училищ будет сокращена, а в оставшихся будет кардинально улучшена материально-техническая база за счёт более эффективного перенаправления потоков финансирования. Это даст возможность успешнее разрабатывать новые направления.

Проблема в том, что такую поддержку получает лишь треть средних профтехзаведений из почти пяти тысяч, сегодня существующих. 

Что делать учреждениям СПО, у которых поддержки крупного бизнеса нет?

Тем учреждениям СПО, у которых нет такой поддержки, повезло существенно меньше. И, собственно говоря, именно пути решения этой проблемы и хотели бы видеть депутаты в представленном министерством образования комплексе мер. Однако об этом в проекте не сказано ни слова. 

Отличаются от первой группы эти образовательные заведения тем, что с крупным бизнесом напрямую не связаны. Это, например будущие специалисты сферы услуг, среднего и малого бизнеса. Естественно, не вызывает никаких вопросов то, что крупные отраслеобразующие предприятия не смогут помогать всем СПО. Но ведь и образовательное учреждение должно учить на качественном и достойном уровне, даже и в том случае, если со стороны бизнеса такой поддержки нет. Пока Министерство образования никак не отразило в своём законопроекте эту проблему. Что же в этом случае можно предпринять, и какие же вопросы стоило бы внести в комплекс мер по совершенствованию СПО, по мнению депутатов?

Во-первых, имело бы смысл рассмотреть вопрос о закреплении базовых предприятий за учреждением СПО, будь то колледж, техникум, или училище. 

Во-вторых, необходимо постоянно мониторить рынок труда с тем, чтобы оперативно корректировать набор на определённые специальности, в зависимости от потребностей данного региона. В третьих, нужно использовать производственные базы училищ не только как обучающие мастерские, но и как реально работающие производственные участки, изготавливающие ту или иную продукцию на заказ. 

Нет сомнения, что нужно поддерживать заинтересованность молодёжи в получении профтехобразования, но для этого такое образование действительно должно быть эффективным и востребованным на рынке труда. 

Ольга Баталина заметила также, что Комитет по труду и социальной политике надеется увидеть в реализации комплекса выраженные позиции и глав регионов, и представителей крупного бизнеса, и предприятий, нуждающихся в молодых специалистах, и , несомненно, более внятную позицию Минобразования. Для того, чтобы приступать к решению проблемной ситуации, прежде всего, проблемы следует отметить, проанализировать их причины, и только после этого приступать к их устранению. 

Дмитрий Жвания, кандидат исторических наук:

Необходимо поднять престиж рабочей специальности. А для этого нужна реиндустриализация, то есть создание новых производственных мощностей, которые потянут за собой и профтехобразование. 

Сейчас у нас в стране только 15-20% деталей в машиностроении — отечественные, а остальные импортируются. Конечно, страна не может жить без импорта: Китай и США тоже завозят многие товары. Но в нашей стране собственное производство вообще занимает мизерную долю рынка.

Учащихся ПТУ нужно не только учить работать напильником и рубанком. Они должны уметь управлять промышленными роботами. На первом месте здесь сейчас Америка — там на заводах стоит 20 тысяч роботов. На втором — Япония. На третьем — Китай. Когда мы обучаем студентов, мы должны помнить, что в Европейском союзе на частно-государственное партнерство по созданию промышленных роботов решили потратить 3,8 млрд долларов, в Великобритании — 3 миллиарда фунтов стерлингов. Если молодежь не будет уметь обращаться с роботами, мы на этом рынке опять проиграем. 
Автор: Родион Чепалов
2 Комментария
  • Сначала бросается в глаза название статьи. Я работала в НПО, действительно, процентов 30 обучающихся идут в НПО не для того, чтобы получить образование, а чтобы где-то числиться для родителей, а самим ничего не делать. Это портит общее впечатление работодателей о выпускниках. Практика зачастую формальна, работодатели боятся подпускать обучающихся к станкам, особенно, если это может быть опасно или они могут испортить дорогую продукцию. К нам приходили работодатели и говорили, что возьмут на работу выпускников, но только тех, которые сразу поймут, вольются, смогут выполнять норму. Выпускники любого заведения сразу так не смогут. Парадокс в том, что подростки не хотят тут учиться, считая рабочие профессии не престижными, а взрослые люди с высшим образованием приходят, учатся, получают профессию и гордятся этим.
    Дарья Васильева, 01.05.2015
  • Я вот было дело тоже в ПТУ училась! На повара! Конечно по специальности не работала ни разу, так как отучилась там так, чисто для галочки, но тем не менее, преподаватели у нас были толковые, кабинеты были оснащены должным оборудованием, всё что нужно мы изучали и практику нам давали пройти где угодно, то есть варианты выбора у нас даже были. В Москве это было.
    Вероника Зайцева, 30.04.2015
  • Желаете оставить комментарий?