Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

«Мне нравится ваш профиль чудный...»

У каждого вуза есть свои специальности — профильные и непрофильные. И если с первыми все понятно, то вот со вторыми есть проблемы. 

Опять проверки

В 2015-ом году на коллегии Минобрнауки состоялся разговор о тщательных проверках тех учебных заведений, где присутствуют непрофильные специальности или же целиком непрофильные факультеты. Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, рассказал, что проверка будет касаться, прежде всего, негосударственных вузов и их региональных филиалов. В них на контрактной платной основе студенты изучают программы, не соответствующие специализации данного учебного заведения. Как правило, студенты при этом обучаются заочно гуманитарным, чаще всего экономическим или юридическим дисциплинам.

P1020341.JPG

Сергей Кравцов при этом отметил, что качество такого обучения, как правило, чрезвычайно низкое и не отвечает современным стандартам высшего образования. Именно на непрофильные специальности и будут в этом году направлены надзорные мероприятия. На заседании коллегии обсуждались вопросы текущих проверок. В прошлом году при проведении 624 проверок пришлось исключить из реестра более 350 лицензий, ещё у 265 действие лицензии было приостановлено, не проводился приём в 73 вуза. Аккредитацию при этом не получил каждый десятый институт, в основном, по дисциплинам гуманитарного профиля, не являющимся для этих вузов профильными.

К чему же ведёт такое развитие событий? Насколько справедлива такая ситуация? 

Все мероприятия, связанные с мониторингом и проверкой вузов, направленных на определение их эффективности, началась не сегодня. Она продолжается уже несколько лет и будет продолжаться ещё два года. 

По каждому проверенному учебному заведению будет вынесено определённое решение, и в результате, по словам министра образования, будет оставлено столько институтов, сколько сможет предоставить студентам современное качественное образование. Предусматриваются меры по объединению и укрупнению вузов и уходу с рынка тех учебных заведений, программы подготовки в которых оказываются явно слабыми.

Институты как научные центры

В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Есть устойчивое мнение, что высшее образование сегодня стало доступно и необходимо буквально всем. Однако молодые люди, выбирая сегодня высшее учебное заведение, принимают в расчёт разные его характеристики, начиная от престижности или удобства расположения. Однако игнорируют главные критерии: чему именно научат в этом вузе и какие навыки, необходимые в будущей карьере, можно получить от этого учебного заведения?

Как изменить этот подход и перестроить высшее образование так, чтобы полученные ими навыки стали бы весомыми аргументами на рынке труда?

Некоторые эксперты говорят, что в мире есть давно опробованная и действенная модель решения этой проблемы. Топовые мировые университеты уровня Гарварда или Токийского университета являются не только образовательными, но и исследовательскими центрами: их сотрудники находятся на передовом рубеже научной мысли. По-настоящему качественный вуз должен не только передавать информацию от преподавателя к студенту, но и выводить её во внешний мир с помощью исследовательской деятельности, участия в конференциях, диссертационных работ и многого другого. Только такое высшее образование с массой взаимопересекающихся дисциплин в одном учебном заведении может сегодня стать по-настоящему качественным. 

Естественно, небольшой коммерческий институт или даже университет всё это обеспечить по своим непрофильным программам подготовки просто не в состоянии. Создать такие крупные исследовательско-образовательные центры с нуля — процесс сложный и долгий, а вот в результате объединения ряда уже существующих — вполне решаемый. Однако все ли с этим согласятся? 

Реорганизация высшего образования, первыми шагами которого может служить закрытие непрофильных специальностей, просто не имеющих возможности обеспечить качественные образовательные критерии — это шанс повышения общего уровня образования. А вместе с этим и экономического уровня развития страны. Специалист с высшим образованием должен быть действительно специалистом, а не просто человеком, имеющим вузовский диплом. 

Нужны ли самим вузам непрофильные специальности?

Согласны ли с таким положением дел сами учебные заведения? Большинство головных вузов, как утверждают некоторые эксперты, не будут возражать против закрытия ряда учебных программ, факультетов и целых филиалов. Конечно, не просто так, а в обмен на благосклонность министерства образования, поощряющего тенденцию слияния и ликвидации. Действительно, многие специальности, факультеты и целые филиалы в настоящее время становятся своеобразной головной болью и "чемоданом без ручки" с финансовой точки зрения. Печальная ситуация с качеством образования в них признается всеми. 

Однако, это не везде так. Для определённого количества учебных заведений ситуация с закрытием непрофильных программ обучения окажется весьма болезненной. Ректор одного из вологодских вузов в беседе с журналистами газеты "Труд" обратил внимание на то, что закрытие непрофильных специальностей, скорее всего, приведёт к изменению статуса университета на статус обычного института, с соответствующим уменьшением количества выделенных материальных средств. 

Есть мнение, что Минобрнауки затеял проверки и сокращения не потому, что пытается таким образом решить стратегические задачи улучшения качества образования, а просто потому, что на содержание большого количества институтов нет денег. Вузы же располагаются в центральных районах городов, имеют большие здания и территории, и сокращение некоторых программ подготовки, а то и целых факультетов, наверняка приведёт к их освобождению. 

Вот как комментирует ситуацию с планами закрытия непрофильных специальностей интернет-журнал beFocus. Если студенты — трудовой ресурс, рассчитываемый по плановым нормативам, то такие специальности — действительно лишние. Но если образование — это самоцель молодого человека, желающего стать интеллигентным и развитым, ничего плохого в них нет. Допустим, стране нужны инженеры, а человек хочет стать юристом, но специальность эта в его региональном вузе закрыта, потому что он — профильный. Получается, что у человека отнимается возможность получить высшее образование и возможность устроить свою жизнь так, как он хочет? Вопрос может быть только в качестве подготовленного специалиста. А сам факт закрытия определённых программ обучения — это то же самое, что отрубать ногу, рассчитывая, что перестанет болеть голова. 

Экономистов и юристов стало слишком много?

Даже и в этом вопросе не всё так однозначно. Насколько обоснованы выводы о перепроизводстве специалистов, сделанные на основе численности студентов, обучающихся по той или иной специальности? Кадровые агентства утверждают, что на рынке труда такое их количество уже стало лишним, но в то же время сетуют, что специалистов высокого уровня до сих пор оказывается явная нехватка. 

Существует и вполне обоснованное мнение, что экономика и юриспруденция — это не просто вузовские специальности, а базис, необходимый современному человеку любой профессии. Более того, преподаватели профильных вузов утверждают, что в условиях диверсифицированности экономики на сегодняшнем рынке труда к экономистам можно отнести людей, занятых и в торговле, и в экономических аналитических агентствах, и в департаментах. Сфера применения и юристов, и экономистов слишком широка, чтобы можно было серьёзно поднимать вопрос о перепроизводстве. 

Некоторые эксперты полагают, что гуманитарии широкого профиля всегда окажутся востребованы на рынке как раз из-за их умения мыслить не узкоспециализированно, а общими категориями. И если человек с экономическим образованием даже и не будет работать профессии, он всегда сможет использовать те знания, которые получил в вузе для, например, открытия собственного дела.

Есть эксперты, которые считают, что инициатива сокращения количества непрофильных специальностей в высших учебных заведениях позитивна, но, тем не менее, полагают, что в технических вузах вполне оправдана подготовка экономистов или юристов для конкретных отраслевых направлений.

Возьмем, к примеру, ведущий технический региональный вуз, осуществляющий подготовку студентов по профильным специальностям в области рыбопереработки. Кажется, что рыбоперерабтывающий вуз юристов готовить не должен. Однако, как показала практика, рыбоперерабатывающие компании, флоты, судоверфи и другие береговые предприятия города и края нуждаются в специалистах гуманитарного профиля: как раз экономического, юридического, маркетологического и подобных, обученных с учётом специфики таких предприятий. 

Непрофильные специальности вуза имеют близкую к профилю специализацию, например «морская биология» или «внешнеэкономическая деятельность рыбодобывающих предприятий», «рыбопромышленный бизнес», и ряд других. Естественно, что подготовленные в таком вузе гуманитарии обеспечивают потребности в кадрах все предприятий региона, так или иначе связанных с рыбопереработкой. 

Как обычно и случается при постановке непростых проблем, однозначных выводов сделать в ситуации с непрофильными специальностями нельзя. Однако, понятно, что надзорные меры должны быть в первую очередь нацелены на повышение качества образования, а не на сокращение его количества в качестве самоцели. 

Комментарий:

Кристина Хуцишвили, писатель, журналист, выпускница экономического факультета МГУ: 

В целом я поддерживаю подобную инициативу, причем и применительно к государственным ВУЗам. Очень многие молодые люди думают, что получили образование, а на деле оказывается, что образованными их трудно назвать. Особенно это касается знаний в области истории, общественных наук, да и элементарной грамотности. Все эти предметы обычно идут на первом курсе. Но все-таки я бы проводила "реформу качества", а не реформу "профильности" — технический ВУЗ может выпустить неплохого управленца, а сугубо экономический — слабого экономиста. Вопрос качества обучения очень важен, даже в престижнейших заведениях есть "слабые" факультеты, и студенты об этом знают. Провести ревизию, провести качественные изменения программ, подходов, а в случае невозможности - реструктуризацию, это важная задача. Пусть инженерный ВУЗ учит экономистов, если он делает это качественно, если они хорошо трудоустраиваются, если есть достойные педагогические кадры. Проверить это необходимо. В конце концов, это положительно повлияет на имидж российского образования в целом, в том числе и за рубежом.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?