Экспертиза новых единых учебников для школьников по истории закончена. Вопросы решались непростые, мнения высказывались буквально полярные, но это и не удивительно, ведь речь идёт об одной из самых важных школьных дисциплин, в которой в максимальной степени соприкасаются и образование и воспитание.
Воспитательные итоги
Подробно этот вопрос обсуждался весной на пресс-конференции, организованной редакцией "Российской газеты". Основным итогом можно называть тот факт, что 1-го сентября новый учебник по истории будет доступен в каждой школе, для всех 10 миллионов учеников. И это значит, что, во-первых, поручение президента России о разработке такого учебника выполнено. А во-вторых, обучение школьников истории будет вестись на новом уровне, в соответствии с разработанными образовательными стандартами. Какие же, и сколько учебников было представлено на конкурсе?
Экспертная комиссия на заключительном этапе рассматривала восемь линеек с 6-го по 10-й класс. Три из них были представлены одним издательством, две - от другого, и по одной от еще трех. Принимать участие в создании конкурсного учебника могли не только издательства, но и отдельные авторы. Однако таких не было: эксперты объясняют этот факт большими финансовыми вложениями, требующимися при написании учебников.
Один член экспертной комиссии рассказал журналистам, что во многих учебниках, представленных на конкурс, содержатся грубые фактологические ошибки, поэтому они были отклонены на первом или последующих этапах.
В беседе с журналистами эксперт привёл много примеров неверной информации. Например, в одном конкурсном учебнике система чинов в Русском государстве названа феодальной лестницей, хотя это совершенно разные понятия, лежащие в различных, никак не пересекающихся плоскостях. Учебники, рекомендованные экспертной комиссией, соответствуют исторической действительности. И уже только этот факт делает работу экспертов максимально важной и оправданной.
На пресс-конференция особо подчёркивалась антикоррупционность конкурса на лучший учебник. По словам главного эксперта из РИО, в комиссии, выбравшей лучший образовательный материал, не присутствовали ни авторы, представившие свои работы, ни представители тех издательств, где эти учебники печатались. А кто же присутствовал в экспертной комиссии? Ректоры ведущих вузов и общественные и научных организаций из регионов, в частности из республики Башкирия и Татарстана.
Победившими названы учебники двух больших издательств. В число лидеров вошла также и линейка, выпущенная третьим издательством, но в ней не прошёл экспертизу один из учебников, поэтому издательству и коллективу авторов дали один год на то, чтобы доработать учебник для десятиклассников.
При обсуждении концепции единого учебника, состоявшейся более года назад, Владимир Владимирович Путин говорил о возможной синхронизации с курсом истории зарубежных стран, применив уже имеющиеся наработки вузов.
Сейчас не обошлось без неприятных инцидентов. Одна из женщин-доцентов заявила в беседе с корреспондентами, что опыт её кафедры не был учтён при разработке учебника. По её словам, практически никто из специалистов, и в том числе педагоги, ничего не знают об этом учебнике. Более того, в комиссию экспертов якобы не входили представители широкой научной и образовательной общественности.
Эмоциональные заявления уважаемой женщины-доцента широко цитируются в интернете. Однако если попытаться отбросить эмоции, возникает вопрос: наработки вуза казались неучтёнными только авторами учебников-победителей? Может быть, они использовались в других разработках, не занявших самого высокого места, но тоже высоко оценённых комиссией? Или же опыт ведущего института по каким-то причинам проигнорирован всеми разработчиками?
В оценке учебников принимали участие историки и ректоры ведущих вузов — МГУ, СПбГУ, РАНХиГС, ВШЭ, РАН и РАО. Экспертизу, помимо Российского исторического общества, проводили также: Ассоциация школьных библиотекарей, НК "Лига образования", Книжный союз России.
Один из экспертов сказала, что историю в учебнике можно объяснить либо так, что школьник будет любить страну, в которой живёт, либо ему будет за неё стыдно. Остаётся вопрос о наличии альтернативных взглядов и их обоснованности. Эксперт считает, что концепция преподавания истории определяется общей системой ценностей, которая сегодня отсутствует как таковая, а при её отсутствии ничего хорошего и нужного от учебников ожидать не стоит. Впрочем, это одно из мнений.
Весьма критически отозвались о будущем едином учебнике некоторые депутаты и историки. Они полагают, что выбор сразу трёх линеек учебников противоречит поручению президента РФ Владимира Путина о создании единого (одного) учебника, и сделано это намерено. Процесс создания единого учебника не легко поддаётся контролю.
Есть учителя, которые имеют другую точку зрения. Они считают большим успехом уже то, что на многие страницы российской истории, представленной в виде образовательного материала для школьников, учёные наконец-то выработали согласованное мнение. Если взять 10 любых учителей истории в любом регионе, каждый найдёт в учебнике, претендующем на роль единого, то, что его не устроит, и с чем он будет спорить. Но абсолютного консенсуса мы не дождёмся. Уж такая это наука - история. Да ещё такая непростая, какую имеет Россия.
Нужно помнить, что обучение - это не только изучение учебника, поэтому он в любом случае не станет у школьников единственным источником получения исторических знаний.
Итоги работы над единым учебником истории России таковы: 1 сентября он появится в школах всех регионов России. Для того чтобы облегчить школьный портфель, Минобразования планирует выпустить электронную версию: учебник-планшет. Об этом рассказал Андрей Петров, ответственный секретарь РИО.
В преподавании истории в соответствии с новыми стандартами всем учителям будет оказана помощь. Выпущено 5 из 15 брошюр с методическими рекомендациями, кроме того, планируется провести съезд педагогов и мониторинг их знаний. Запланирован также выпуск "вкладок", разработанных для каждого отдельного региона, с дополнительными сведениями о том, как видят российскую историю народности, находящиеся в состав страны.
Одновременно шла работа над электронными версиями, которые будут представлены наряду с бумажными. Электронная версия нового единого учебника — это не отсканированные листы в новом формате. Это интерактивный материал с дополнительными иллюстрациями и гиперссылками, работающий в разных ОС и на различных гаджетах. Здесь в комиссии, проводящие экспертизу, входили учителя, школьные библиотекари и родители, рассматривающие новый учебник с точки зрения удобства пользования. Школа сама должна определить, какую именно версию она будет приобретать: электронную или традиционную бумажную. Полностью переход на новый стандарт образования и учебники будет проходить в течение 2 лет.
Что же будут изучать школьники?
• В 5-ом - 8-ом классе урок будут проходить 2 раза, а в 9-ом и 10-ом - по три раза в неделю.
• Пятиклассники начнут изучение истории с Древнего мира;
• В 6-ом классе - переход от Древней Руси к государству Российскому.
• В 7-ом классе: развитие России в XVI - XVII в.
• Восьмиклассники будут изучать конец XVII - XVIII в, переход к Российской империи;
• Девятиклассники - изучение России XIX в,
• 10-ый класс - период с 1914 по 2012 годы.
• Планируется, что в 11-ом классе школьники базового и профильного уровня обучения будут изучать историю России с точки зрения её места в мировой истории.
Комментарий:
Олег Ягов, доктор исторических наук:
К сожалению, я не видел ни одного варианта нового учебника по истории, поэтому мне сложно дать какую-либо серьезную оценку. Когда прочитаю учебник, тогда смогу дать взвешенный анализ.
Но я принимал участие в анализе нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. У многих пособий такого рода есть общие проблемы. Необходимо определиться с тем, что является главным в изучении истории – формирование мировоззрения, представлений об историческом процессе или воспитание патриотизма. Учебник не может быть просто «навигатором» и содержать оценочные суждения, а должен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся иметь серьезную фактологическую базу. Нужно предоставить регионам право издавать учебные пособия и методические материалы, касающиеся региональной истории. Необходимо более тщательно проработать проблему соответствия структуры УМК с ФГОС и дать более четкую формулировку, касающуюся «формирования в сети Интернет единого научно-образовательного пространства». Необходимо обратить внимание на то, что в школьном учебнике истории должны быть сформулированы понятия, тщательно разработать понятийный аппарат, взвешенно отнестись к выбору персоналий. Для полноценного освоения курса «история России» необходимо увеличить количество часов на его преподавание.