Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Оттачиваем «скилс», чтобы веселее работалось

Сегодня в России остро ощущается недостаток специалистов в рабочих профессиях. Министр Дмитрий Ливанов, заявил, что стандарты профобразования будут изменены, обновлены и приведены в соответствие с международными стандартами WorldSkills. Что это такое и чем такое изменение поможет нашей системе профессионального образования?

Стандарты качества

На заключительном этапе чемпионата профессионального мастерства, который проходил во второй половине мая в Казани, были обсуждены реформы среднего профобразования России. Министр Дмитрий Ливанов на форумах, проходивших в рамках деловой программы, неоднократно говорил о трёх условиях, к выполнению которых нужно немедленно приступить, для скорейшего экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Logo_WS_Russia_r300_184h_CMYK_wws.jpg

Первой задачей министр назвал повышение интереса молодёжи к обучению в колледжах и других СУЗ по профессии. Дмитрий Ливанов считает, что помочь в этом может движение WorldSkills. И помочь в первую очередь созданием положительного образа рабочей профессии.

Данные Минобрнауки свидетельствуют том, что за последние несколько лет доля девятиклассников, поступающих в колледжи и техникумы, выросла, причём заметно — более чем на 10%. И особенно эта тенденция заметна в тех регионах, где проводятся соревнования в рамках стандарта WorldSkills.

Вторая задача, которую Дмитрий Ливанов считает приоритетной, это перерастание количества учащихся СУЗ в качество учебы: подготовку специалистов, готовых к работе с высокими технологиями инновационным оборудованием. Продвинуться в достижении этой цели должна помочь разработка обновлённых стандартов СРО. А вступление страны в движение WorldSkills сможет в этом помочь. 

Вспомним, что наша сборная вернулась с первого, прошедшего в Лейпциге в 2013 году, чемпионата, где результаты, показанные нашими молодыми профессионалами, прямо скажем, были далеки от идеала. После этого 14 образовательных стандартов были детально сравнены со стандартами WSI. Выяснилось, что в наших стандартах заметно заметное отставание, поэтому было решено поднять планку российских профессиональных образовательных стандартов до уровня международных.

В Казани на форумах министр образования рассказал, что на сегодняшний день полностью доработан стандарт по специальности "сварщик – сварочное производство" и начата разработка новых образовательных программ по всем компетенциям, участвующим в чемпионате. В прошлом году целиком разработано 4 программы, а в этом — работа идёт ещё над 10-ю, все они будут закончены в текущем году. При этом в процессе модернизации все программы доводятся до уровня компетенций WSI. Как подчеркнул Дмитрий Ливанов, такие программы являются новым ФГОСом по своей сути.

Третьей задачей, озвученной министром, названо улучшение производственной базы колледжей и техникумов, так как экономике требуются специалисты, умеющие обращаться с высокопроизводительным и высокотехнологичным современным оборудованием. Для модернизации базы СПО решено запустить целый ряд масштабных инвестиционных проектов, с тем, чтобы через 5 лет не менее 50 % техникумов и других форматов СУЗ могли подготавливать таких молодых профессионалов по всем специальностям. Как подтверждают эксперты, в тех российских регионах где движение WorldSkills Russia набирает обороты, увеличивается и поток абитуриентов, решивших получать образование в системе СПО, более того, в колледжах, участвующих в движении WSI растёт вступительный конкурс.

Рабочие растут из нужного места

Что же это такое - WorldSkills, в чём заключаются его отличительные особенности?

WSI — некоммерческая организация, существующая ещё с 1947 года, и образованная в Испании, а впоследствии распространившаяся почти по всему миру.
Её заявленные цели: повышение престижа и интересов к профессиональной подготовке, а также профессиональных стандартов в ней; мотивация молодёжи на повышение профессиональных результатов; организация конкурсов и обмена опытом с молодыми профессионалами всех стран, участвующих в движении.

Движение сегодня распространено в 72 странах, в них WSI организует соревнования молодых мастеров (17-25 лет), соревнующихся каждый в своей профессии с коллегами из разных стран. Первый этап конкурса проводится внутри отдельной страны, следующий - на уровне континента, а один раз в два года проводится конкурс мирового уровня - WorldSkills Competition.
Особенностью соревнования является ежегодное обновление его требований практически на треть, это весьма необычно для регулярно проводящихся конкурсов. Но в данном случае обновление более чем оправдано, и обусловлено постоянным появлением нового более производительного оборудования и более совершенных технологий.
В третьем чемпионате WorldSkills Russia, который проходил в Казани во второй половине мая, участвовало 500 молодых профессионалов из большинства российских регионов и нескольких зарубежных стран. Борьба разворачивалась в 55 компетенциях, среди них такие интересные и неординарные, как техобслуживание мотоциклов, дизайн костюма, выпечка, то есть спектр профессий конкурсантов был чрезвычайно широк. Победители чемпионата в составе сборной России поедут в Бразилию на международные соревнования, которые состоятся уже в этом августе.

Чемпионат WorldSkills — крупнейшее соревнование мирового уровня, где участвуют как молодые рабочие, так и взрослые, опытные специалисты и наставники, являющиеся экспертами конкурсов по профессиям. Чемпионат — это не просто конкурсные задания и их оценка. Он стал местом встреч и общения представителей промышленности и государственных органов, колледжей, вузов и школ. Участники конкурсов показывают не только своё личное мастерство и технические способности, но и ряд других «сопутствующих» качеств, личных или коллективных, необходимых для решения тех задач, которые они должны выполнять на своём рабочем месте. Удачное выступление на чемпионате говорит не только об их личном мастерстве, но и об уровне профессиональной подготовки в стране, откуда они приехали, и о том уровне услуг, который в этой стране сформировался.

Соревнования проходят по ряду направлений:

¥ технологии строительства. Здесь и мастера-камнетёсы, и мебельщики, столяры и электрики, ландшафтные дизайнеры, и многие другие специалисты;
¥ инженерные технологии. Мастера металлообработки, рабочие на станках с ЧПУ, роботехники, специалисты, создающие 3D-прототипы, и ряд других;
¥ ИТ-технологии и коммуникации. Сетевые администраторы, полиграфисты, веб - дизайнеры.
¥ творчество. Дизайнеры одежды. Флористы, ювелиры.
¥ сфера услуг. Это направление представлено такими специальностями как, например, повара, парикмахеры, бармены.
¥ обслуживание транспорта. Автомеханика, ремонт и другие.

Ещё одна декларируемая задача WorldSkills — формирование современных и непрерывно изменяющихся профстандартов по всем направлениям, представленным на чемпионате. Их положительная особенность в том, что формируются они лучшими специалистами – практиками, имеющими личный профессиональный опыт. На его основе мастера-эксперты непосредственно задействованы в разработке заданий, оценивают конкурсантов.

Цели организации не просто декларируются в документах, но и успешно претворяются в жизнь. Сегодня WSI нередко сравнивают с Олимпийскими играми по зрелищности, по престижу чемпионатов, и по их массовости. Также, как и олимпиада, это мероприятие, собирающее толпы болельщиков и зрителей. А задача у него — поднятие престижа и популярности рабочих профессий.

Факт участия в конкурсах WorldSkills раскрывает перед молодыми рабочими широкие перспективы: участники получают предложения от работодателей из стран почти со всего мира. Кроме того, они перенимают лучший мировой опыт, наблюдая за конкурсной работой своих коллег.

Бодрее в будущее, товарищи!

Что говорят о модернизации профессиональных образовательных стандартов российские эксперты?

Максим Топилин, министр труда и соцзащиты, подчеркнул задачи, которые профессиональное образование собирается решать при помощи WSI: это повышение интересов учащихся к продолжению обучения в СПО и приведение отечественных образовательных программ и стандартов в соответствие с международными.

Как сообщил Дмитрий Ливанов, стандарты по ряду профессий будут не просто подкорректированы, но изменены более чем наполовину в соответствии с современными требованиями высокотехнологичного производства. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы выпускники СУЗ не писали рефераты, теоретические дипломы и эссе по своим специальностям, а сдавали бы квалификационный экзамен, выполняя задание, равное по объёму и сложности производственному.

Положительные стороны WorldSkills: прозрачность оценок, при которых невозможны подтасовки ни на уровне экспертной комиссии, ни на уровне конкурсантов; интересная идея соревнования; доступ конкурсантов к лучшим мировым практикам. Сегодня особенно важны две первоочередные вещи: формирование коллектива экспертов, способных на основании собственного опыта оценивать участников конкурса, и принятие информационной системы WorldSkills у нас в стране. Так, например, оценка экспертами WSI включает в себя более 700 параметров.

Эксперты напоминают, что на прошлом чемпионате нашей сборной не удалось занять высокое место, что неудивительно: как оказалось, стандартов по большинству компетенций наши участники не знали вообще, хотя соревнования проводились на оборудовании, успешно функционирующем на передовых предприятиях. Усиление компетентности даст возможно вписаться в мировые стандарты, а затем и полностью реорганизовать в соответствии с ними систему СПО. 


Комментарий 

Галина Охотникова, школа профессий PROдвижение: 

Выбор профессии — одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Часто мы неосознанно делаем выбор или не делаем его, предоставляя возможность все решать обстоятельствам, а интереса к профессии может не оказаться. Он часто заменяется интересом к статусу, заработкам. Выбрали профессию не по способностям, или повлияли чужие понятия о престижности или легкости. Мы хотим, чтобы работа была интересной, приносила радость и достойно оплачивалась, чтобы наш ребенок самостоятельно выбрал себе работу, и чтобы она ему нравилась. Для этого и существует профориентация. Она состоит из нескольких этапов: информационного, развивающего, активизирующего и диагностико-консультативного. На первом этапе идет происходит информирование о современных профессиях, учебных заведениях, организациях, рынке труда. На втором этапе с помощью тренингов, мастер-классов, деловых игр, обучающих консультаций, формируются знания, умения и навыки, которые помогут в поиске работы, составления резюме, самопрезентации, адаптации в колллективе. На третьем этапе путем использования элементов игры, нестандартных вопросов вызываем у подростка интерес по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и пути профессионального развития. На четвертом этапе используются активизирующие опросники, настольные и интерактивные игры, различные практики и стажировки непосредственно на рабочих местах. Широко применяются интервью-собеседование и анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование, профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие профессионально качества. Мы хотим, чтобы каждый ребенок нашел свою профессию вовремя и сделал ее выбор самостоятельно, опираясь на свои желания, возможности и опыт. Профтестирование и профориентационное консультирование помогает выявить профессиональные склонности, выбрать профильное обучение, среднее-специальное или высшее учебное
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?