Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Трудности перевода: когда «иностранец» становится «равным»

Перевод студентов иностранных вузов в российские вузы сделают более простым. В первую очередь, в тех случаях, когда обучение проводится по схожим программам. Это значит, что если какой-то иностранец захочет перевестись в российский вуз, то он сможет это сделать без потери курса. Для чего это делается и как именно отразится на российском образовании?

Что значит «упрощённый порядок перевода»?

Упрощённый порядок перевода иностранных студентов в вузы РФ предложили внести в закон "Об образовании" депутаты от «Справедливой России». Суть их предложения заключается в разрешении студентам, обучающимся по программам, схожим с российскими (естественно, после соответствующей экспертизы и выяснения различий в содержании и количестве часов преподаваемых предметов), переводиться в вуз без потери курса.

С чем связана такая инициатива депутатов и как она отразится на российском образовании?

Выработкой государственной политики, проведением соответствующих экспертиз и определением порядка перевода иностранного студента занимается орган исполнительной власти по контролю в сфере образования. Именно в его компетенцию входит разработка нормативов и регулирование этого вопроса.

Виктор Шудегов, депутат, принимающий непосредственное участие в создании законопроекта о переводе иностранных студентов, пояснил журналистам, что упрощённый порядок перевода без потери ими курса обучения поможет сделать процедуру более простой для тех студентов, программы обучения которых в зарубежных вузах практически идентичны российским. В первую очередь возможностью такого перевода смогут воспользоваться студенты юго-востока Украины, которые покинули место жительства в связи с военными действиями в регионе.

Fotolia_842631_XXL.jpg

Как отметил депутат, раньше вопрос о переводе без потери курса не был урегулирован ни законодательством, ни нормативами, несмотря на то, что учебные планы вузов в странах СНГ имеют большое сходство с российскими. Основу составляет общая система образования, которая была принята ещё в СССР.

Схожесть программ поможет разработать оптимальный порядок перевода студентов в вузы России. В Минобрнауки уточнили, что на сегодняшний день согласно законам об образовании, иностранные студенты могут переводиться только на первый курс российского вуза, теряя при этом один или два года. Далее закон предполагает ускоренное обучение такого студента по индивидуальному плану. Возможно также зачисление студента на интересующие его программы и последующую сдачу их экстерном. Как подчеркнули представители Министерства в беседе с обозревателем РИА Новости, эта практика распространена наиболее широко в мире и именно таковой придерживается большинство престижных университетов в разных странах.
В связи с сегодняшними историческими реалиями, Минобрнауки готово рассмотреть изменения в порядке перевода иностранных студентов, но подчёркивает, что уровень образования в той или иной стране может не соответствовать уровню образования в России, поэтому прямой перевод на тот, же курс без потери года может сказаться на качестве подготовки студента. Представители министерства считают, что вопрос прямого перевода требует всестороннего рассмотрения и взвешенного подхода.

Донбасс - ситуация особая

Дмитрий Ливанов, встречаясь с омбудсменами по делам студентов, заявил о целесообразности упрощения перевода студентов, обучающихся по схожим с российскими программами в вуз РФ без потери года.

Министр подчеркнул, что проблема эта стала сегодня особенно актуальной в связи с о студентами из юго-восточных областей Украины, где программы обучения очень похожи на российские. При такой близости программ можно разрешить таким студентам не переводиться на первый курс, а продолжать обучение на следующих.

В пресс-службе ДНР недавно было заявлено, что образование в республике будет вестись по российским стандартам. Вполне вероятно, что в самом ближайшем времени выпускники вузов ЛНР и ДНР смогут получить дипломы российского образца, естественно, только после того, как они пройдут соответствующую переаттестацию на факультетах в России.

Если перевод будет упрощён, не пострадают ли российские студенты, хватит ли в университетах мест для них?

Число студентов в вузах России продолжает сокращаться. Так более чем на 420 тыс. человек сократилось число поступивших в вузы в 2013-2014 году. По прогнозам специалистов на новый учебный год, количество студентов с учётом демографической ситуации и имеющих место кризисных явлений в экономике сократится на 10, а то и более процентов.

В условиях роста платы за обучение и тревожных инфляционных процессов, определённое количество семей не сможет материально поддерживать студентов, в связи с чем они предпочтут пойти работать. Эксперты при этом замечают, что в этих условиях вполне реально минимизировать неприятные последствия оттока студентов. Во-первых, это система СПО, где имеется возможность совмещения учёбы с началом трудовой деятельности. При желании, выпускники колледжей и техникумов, по мнению экспертов, в дальнейшем легко смогут продолжить учёбу в вузах. Так как задачей государства сегодня является импортозамещение, то потребность в грамотных специалистах, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками работы, будет неуклонно возрастать.

Другой вариант, предложенный политиками тем, кто решил продолжать обучение в высших учебных заведениях — это получение заочного образования.
Эксперты считают, что значительное изменение политической и экономической обстановки серьёзным образом отразится на системе высшего образования в РФ. Уровень безработицы уже давно находится на достаточно высоком уровне, а с учётом негативных экономических явлений, может ещё возрасти, особенно в связи с огромным количеством специалистов, обучавшихся по "модным" специальностям: социолог, рекламщик и подобные.
В такой ситуации некоторым образом решить проблемы с оттоком студентов поможет упрощение перевода иностранных студентов в вузы России, без потери ими года, а то и двух.

Возможности и проблемы обучения иностранцев

Летом в РУДН заседал экспертный совет при комитете по образованию Госдумы. Темой заседания стал вопрос правового статуса иностранцев-студентов. Среди ряда других проблем — обсуждались вопросы процедуры приёма иностранцев в вузы и положение в них студентов-иностранцев.
В выступлении ректора говорилось о том, что в перспективе число студентов из иностранных государств в образовательных учреждениях России будет неуклонно возрастать. Так, на сегодняшний день в РУДН сложился уникальный опыт — здесь учатся представители 150 государств, поэтому тема миграционной политики особенно важна.

Представители Россотрудничества говорили о мероприятиях по привлечению иностранных студентов, о принципах отбора кандидатов на обучение и о том, какие сегодня приняты квоты на стипендии для иностранцев.

Журналисты «КП» побеседовали с руководителем ассоциации иностранных студентов в России, подданным Кот-д'Ивуара Яо Никэз Аду. Он рассказал, что вопросы, касающиеся миграционной политики, на заседании задавали не сами обучающиеся, а работники посольств и национальных общественных организаций, так как именно туда приходят студенты в случае возникновения у них проблем. Были отмечены некоторые недоработки в законодательстве, касающиеся учёбы иностранных граждан в системе российского высшего образования. Их в будущем придётся решить, но уже сегодня УФМС заинтересовано в продолжении диалога, и это явно положительный шаг. Наиболее распространённой проблемой, которую отметил Яо Никэз Аду, является вопрос постановки и снятия с учёта, занимающий много времени. Но положительный эффект в том, что эти проблемы услышаны, и некоторые законопроекты будут в самом скором времени рассмотрены Госдумой.

Юрий Кожаев, руководитель образовательного проекта в России, подтвердил наличие некоторых нерешённых законодательно программ, связанных с пребыванием студентов-иностранцев иностранцев в нашей стране и экспертизы их образовательного уровня, а также сообщил, что для российских вузов подготовлены рекомендации, касающиеся предупреждения незаконных действий по отношению к иностранным обучающимся.

Что говорят эксперты?

Просьбы о переводе студентов из иностранных вузов в российские звучат сегодня всё чаще.
Эксперты приводят несколько причин нарастания такой тенденции. Здесь и тяжёлая финансовая ситуация, и недовольство качеством образования в стране обучения, и недостаточные карьерные перспективы. Большое количество просьб поступает от студентов из Украины, но не только. Эксперты поясняют, что, хотя такая возможность сегодня законодательно не предусмотрена, проект о прямом переводе, следует принять как можно быстрее. Не совсем правильно, что молодой человек, три года проучившийся в Сорбонне, может учиться в МГУ только с начала обучения — на первом курсе.
Аналитики полагают, что нужно срочно разработать ясный прозрачный механизм перевода студента, при котором учитываются такие факторы, как уровень знаний и условия, в каких он будет обучаться. Преграды тем, кто желает учиться в РФ, создавать ни в коем не следует.

В некоторых вузах уже разработаны местные правила перевода. Несмотря на то, что законодательной ясности в этом вопросе ещё нет, запрета в законе на прямой перевод тоже нет. Решение о зачислении принимается по результатам работы комиссии, состоящей из преподавателей отдельных предметов. Если экспертиза пройдена успешно, студенту выдаётся индивидуальный план обучения. Поток студентов, обратившихся с просьбой о переводе в некоторые вузы, достаточно интенсивен и составляет 2-4 человека в неделю. Запросы поступают не только из стран СНГ, хотя таких и большинство, но и из Юго-Восточной Азии и Африки. В пресс-службе МГУ журналистам рассказали, что просьбы о переводе поступают ежедневно, в большинстве случаев об этом просят студенты украинских вузов, включая университеты Харькова и Киева.



Комментарий:

Лиза Зиновьева, студентка из Санкт-Петербурга, учится в Гумбольд-университете (Германия), бакалавриат бизнес-администрирование:

Много ли будет желающих иностранцев перевестись в российские вузы? Мне кажется, что прямой перевод не будет особенно привлекать иностранных студентов с Запада в Россию. В Россию едут те западные студенты, кто либо учит русский, либо просто испытывает какую-то любовь к России. К сожалению, коррумпированность российских вузов отталкивает. Да и проблематичность сравнения пройденных курсов в системе образования тоже составляет некоторую сложность. Россия, конечно, перешла на Болонскую систему, но я так и не видела, чтобы была введена система с пунктами ECTS — потом предметы очень сложно признавать у себя в западном университете.

К тому же, очень проблематично все обстоит с информацией на сайтах российских университетов: нельзя даже посмотреть примерный список предметов, который ты будешь изучать, точно так же, как невозможно выбирать предметы самостоятельно, что является, практически, обязательной частью обучения в западном университете.

Обучение в России довольно дорогое: если человек — гражданин ЕС, то ему куда проще учиться где-нибудь в Швеции, Финляндии, Франции, Германии — так, где обучение бесплатно. Так что я не думаю, что упрощение изменит квоту студентов из развитых стран: ЕС, Канады, США, Великобритании и т. д. 
Но есть вещи, которые вызвали у меня положительные эмоции: например, что питерский ИТМО заняло первое место в чемпионате по программированию, обойдя Гарвардский, Кэмбриджский университеты, Массачусетский институт Технологий . Думаю, публикация таких рейтингов может привлечь иностранных студентов.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?