Подведены итоги исследования TALIS, изучающего деятельность администрации школ и учителей. Вопросы, интересующие исследователей, были таковы: профессиональное развитие педагогов, их взгляды и позиции, ситуации, которые волнуют педагогов в процессе работы. Результаты исследования заинтересовали всех, кто неравнодушен к судьбе российского образования.
Оценили по параметрам
Такое исследование проводится не в первый раз. Семь лет назад Российская федерация уже участвовала в нём, но делала это неофициально, а два года назад, в 2013 году, Россия вошла в официальную группу наравне ещё с 37-ью странами-партнёрами. Исследование проводилось на базе НИУ ВШЭ, в работе также принимала участие ассоциация IEA, оценивающая на международном уровне достижения в области образования.
В опросах и тестировании принимали участие более чем 4 тысячи учителей средней школы и 198 директоров. Анкеты заполнялись анонимно и отсылались на специально созданный сайт. Среди вопросов основное место занимали условия работы педагогов, оценка их начальством. В исследование входил также вопрос о проблемах предварительной и текущей профессиональной подготовки педагогов. Итоги исследования подводились в пресс-центре информационного агентства «Россия сегодня».
Строгая статистика
Представители Минобрнауки подчеркнули важность участия нашей страны в таких исследованиях. Речь идёт о квалификации учителей, а это тот фактор, от которого зависит и качество, и эффективность образования в стране. В ведомстве сообщили, что в ряде вопросов результаты исследования оказались ожидаемыми, но в некоторых — неожиданными.
Повышение зарплаты учителям и привлечение в школу новых и молодых педагогических кадров сделало профессию престижной. Количество педагогов, возраст которых не достиг ещё 25 лет, составляет 4,6%, и это намного больше, чем среднемировое, равное 2%. Число учителей-предметников в возрастной категории 50 и более лет составляет 40 %, и это тоже больше, чем среднемировые показатели, составляющие 32%.
TALIS ещё раз подтвердило, что во всём мире профессия является преимущественно женской. В школах нашей страны женщин 85% от всего числа учителей, принимавших участие в исследовании, а в среднем по странам этот показатель составляет 68%. Если отдельно рассматривать администрацию школ, в ней 77,5 % женщин в России и 49,9 % - в среднем по остальным странам.
Средний стаж преподавателей в РФ превышает 20 лет, и это самый высокий показатель среди стран — участниц исследования. Стаж работы директоров составляет чуть более 9 лет, и этот показатель точно совпадает со среднемировыми значениями. На основе собранных данных был сделан портрет учителя, включающий и положительные, и отрицательные моменты.
Сначала о положительном — это высокие требования самих учителей к собственной квалификации. В сравнении с показателями из других стран, также участвующих в исследовании, наши учителя повышают квалификацию чаще и в больших объёмах. Место и состояние работы наших учителей в большинстве случаев удовлетворяет.
Исследование показало, что учительский состав в нашей стране более молодой, чем в странах-партнёрах по исследованию. Половина выпускников педагогических вузов, пришедших в школу работать, считает, что их профессия престижна. Ещё об одной положительной тенденции, отмеченной в исследовании, сказал один из ректоров. Российские учителя имеют намного более широкую специализацию. Если в других странах половина учителей-предметников ведёт один предмет, в России таких лишь четверть, остальные специализируются на нескольких дисциплинах. Ректор назвал такое положение дел профессиональной традицией: " заточенность образования на большой объём, формирующий культуру". Наши учителя меняют место работы достаточно редко, реже, чем в среднем по миру. Так подавляющее большинство преподавателей не меняют школу в течение 15 и более лет. Ректор отметил, что такой факт можно оценивать двояко. С одной стороны, это стабильность, и, следовательно, явление положительное. С другой же стороны, этот факт говорит о консерватизме.
Российские учителя намного больше, чем их коллеги в других странах, настроены на развитие собственных профессиональных компетенций, в первую очередь в сфере информационно-коммуникативных технологий. При этом они уверены, что возможности у них высокие, и с задачами, заложенными во ФГОСах, они справляются весьма успешно. При этом, как парадокс, тут же отмечается, что необходимыми для этого инструментами владеют далеко не все.
Загрузили по полной
Какие негативные стороны выявило исследование? В первую очередь, это высокая загрузка преподавателей. На полную ставку работает почти 90% опрошенных. В рабочей неделе педагогов из 46 часов непосредственно на проведение уроков уходит ровно половина — 23 часа. Средними же в мировой практике являются такие цифры: 39 часов общей загрузки и 20 часов — ведение уроков. У учителей России большое количество обязательной отчётности, отнимающей время от работы со школьниками.
Получается, что несмотря на то, что государство считает снижение отчётности приоритетной задачей, решений для практического её снижения оно пока не предложило.
По результатам отметили проблему детей с ограничениями по здоровью. Преподаватели нашей страны более всего интересуются методической подготовкой и мало — работой с особыми детьми, нуждающимися в индивидуальной поддержке. Такая же позиция и у администрации школ. Она также не планирует набирать учителей, владеющих приёмами и способами работы с учениками, имеющими проблемы со здоровьем.
Интересным оказался такой факт, отмеченный в исследовании. Учителя у нас в стране не слишком заинтересованы в индивидуальном обучении и оценках результатов обучения, предпочитая им методы тестирования, уже о заложенные в общий стандарт, а не личные разработки. Обратную связь при работе в паре «учитель-ученик» они тоже используют довольно редко, предпочитая ограничиваться формальной оценкой. Возможно, это подтверждение важности преодоления разрывов, существующих сегодня между новыми ФГОСами, общей системой повышения квалификации и личными профессиональными стандартами учителя.
Было отмечено также, что такой метод повышения квалификации, как наставничество, в наших школах не используется совсем, хотя в мировой практике он широко распространён. И это негативный фактор, ведь именно наставничество могло бы сегодня в положительном ключе повлиять на занятость старшего поколения учителей. Проблема в том, что из-за высокой разницы между пенсией и зарплатой преподаватели не торопятся покидать школу даже после счастливого достижения ими пенсионного возраста. А ведь во многих странах наставник у учителя имеется не только в тот период, когда он даёт первые уроки. К наставнику он может обратиться в любой момент, когда это потребуется. У нас же в стране инструмент наставничества — только декларация. Целью TALIS не было сравнение учителей в категориях "плохие" и "хорошие". Задача была в рассмотрении новых тенденций и трендов.
Энергичные директора
Что касается директоров и администрации, то наибольшее число руководителей школ имеет возраст наивысшей работоспособности и активности, составляющий 40-45 лет, и это, по мнению экспертов, говорит о том, что активные люди с интересом работают в школе. Все российские директора прошли соответствующую подготовку на курсах или факультетах управления. Однако лишь 35% из них переобучалась до того, как занять административную должность. Большая часть опрошенных директоров изучали науку управления уже после того, как были назначены руководителями. Это, по их словам, могло приводить к ошибкам, которых вполне можно было бы избежать. В других странах, причём, чаще всего в тех, где школьники добиваются признанных высоких результатов, например, в Финляндии, Сингапуре и Корее, более 70% администрации школ вначале обучаются, затем назначаются на соответствующую должность.
Директора в общем и целом отметили, что условия работы стали лучше: нет дефицита в учебных пособиях и учебной литературе, почти исчез дефицит компьютеров, снизилась нехватка преподавателей-предметников. Однако, как и у учителей, у директоров имеется явный перевес в административной работе и отчётности, в ущерб работе с детьми и педагогическим коллективом. О том, что на такую работу у них остаётся слишком мало полезного времени, сообщило более половины анкетируемых.
Ещё один парадоксальный результат исследования. Наша страна лидирует по количеству управляющих советов и команд. Однако решения директора принимают, как правило, единолично, в авторитарном режиме. Вероятно, деятельность управляющих советов не находится на должном уровне.
У российских директоров нет, по их собственному заявлению, недостатка во вспомогательном персонале. Вполне вероятно, директора не смогли точно понять, о каком персонале идёт речь. Дело в том, что в продвинутых в образовательном плане странах, например, в Сингапуре и Финляндии, у педагогов имеются помощники, и администрация стремится принять на работу возможно большее количество таких людей.
Нерешённые проблемы
Неожиданной оказалась и ещё одна проблема. В России один учитель приходится на 7 школьников. В Финляндии соотношение один к девяти, а в Сингапуре один к двеннадцати. Эксперты считают по этому поводу, что небольшое количество учеников у одного учителя — не показатель качественности образования. Дети лучше усваивают материал, когда трудятся коллективно над одним проектом.
По мнению экспертов, проблему слишком большого количества учителей можно решить, не прибегая к сокращению учителей и увеличению количества детей в классе. Решение поможет найти объединение школ. Сейчас в маленькой школе, где в параллели лишь один класс, на полную ставку будут трудиться только учителя математики и литературы. Если же в объединённой школе будет много классов, педагоги других специальностей также смогут взять полную ставку.
В сравнении с прошлыми результатами TALIS (2008 года), дисциплина в школах РФ серьёзно улучшилась, резко сократилось количество прогулов и опозданий. Несколько лет назад правонарушителей в школах было намного больше, чем в школах стран-партнёров, участвующих в исследованиях. Сейчас их примерно столько же, сколько и в остальных странах, однако со списыванием — всё продолжает оставаться весьма напряжённым, по этому показателю Россия, как ни печально, впереди. На списывание пожаловалось более трети директоров.
Немного сведений о TALIS
Целью этого международного исследования является помощь странам в формировании политики, способствующей эффективности образования и процессов, проходящих в средней школе.
Задачами исследования, проходящего в форме анонимных анкет директоров школ и учителей-предметников, является анализ таких аспектов:
• управление школой;
• оценка деятельности учителей и получение элементов обратной связи;
• профессиональные компетенции учителей и их развитие;
• взгляды учителей на педагогические практики и преподавание в целом.
Размер выборки исследования — двести школ в каждой стране-участнице, двадцать учителей в каждой школе. В целом в исследовании участвовало 90 тысяч учителей из общего количества педагогов в странах-участницах.
Несколько цифр в дополнение
Одновременно с TALIS исследования на похожую тему провел профсоюз учителей.
Вот какие актуальные проблемы называют педагоги:
• рутинная бумажная работа в большом объёме - 81%
• невысокая зарплата - 66%
• непрозрачность и несправедливость распределения стимулирующей части зарплаты - 44%
• переработки - 38%
• не оплачиваются многие виды работы, например, работа классного руководителя и другие - 35%
• курсы повышения квалификации имеют недостаточное качество и проводятся для галочки, формально - 33%
• давление и жёсткий административный контроль - 29%
Евгений Кобыш, руководитель Центра Системного Развития (CSD) С-Пб.:
Я считаю, что самое главное, чтобы учителя любили свой предмет, любили и были им увлечены. Искренне считали, что это самый главный и нужный предмет в программе. Иначе нельзя передать детям любовь к предмету. Детская психология, умения ладить с детьми тоже важны, но не настолько. Я помню, в школе был преподаватель математики, так она настолько жила и дышала своей математикой, что у нас мысли не было не выучить или прогулять. Она заражала своей одержимостью.