Со следующего лета инвалидам и молодым людям с ограниченными возможностями станет, видимо, намного комфортнее и проще посещать школы и высшие учебные заведения. Минобразования разработало новый документ, ориентированный на правительственную программу «Доступная среда». Его реализация даст учащимся инвалидам больше возможностей учиться. Имеются в виду физические возможности, именно в плане удобства посещения и комфортного пребывания на территории школы или вуза.
Какие же нововведения готовятся? В первую очередь они связаны с реконструкцией и модернизацией зданий. Теперь, когда будет строится новая школа или здание университета или когда будет производиться их капитальный ремонт и реконструкция, обязательно будут приниматься все меры для того, чтобы здание было удобным для посещения инвалидами и для нахождения их в нём всё время учебного процесса. Это требование относится ко всем учебным заведениям, вне зависимости от форм обучения, которые оно предоставляет, и от того, является ли оно государственным или же нет. Ответственными за исполнение решений, принятых в проекте, назначаются руководители учебных заведений.
Что должно быть сделано конкретно
В первую очередь для людей с ограниченными возможностями должен быть обеспечен беспрепятственный вход и выход. Это означает наличие въездных пандусов для проезда инвалидных колясок и наличие специальных удобных стационарных поручней на всех лестничных пролётах.
Следующий важный пункт — это возможность самостоятельного перемещения по самому зданию, что означает наличие в нём широких коридоров и мест, где можно беспрепятственно развернуть инвалидную коляску. В том случае, если в каких-то местах этого сделать не удастся, ребёнок или молодой человек с ограниченными возможностями должен получить помощь персонала учебного заведения. Для лиц, имеющих проблемы со зрением и со сложностями при передвижении, должно быть обеспечено сопровождение по всей территории образовательного объекта.
Если инвалиду потребуется соответствующая помощь, ему на территории школы или вуза должны в обязательном порядке предоставить возможность общения на русском языке жестов. Для этого в каждом учебном заведении должен быть персонал, владеющий этим языком, способный понимать и общаться.
Если инвалиду и человеку с ограниченными возможностями требуется помощь собаки-проводника, её также беспрепятственно должны допускать на территорию образовательного объекта. Теперь все новые проекты школ и высших учебных заведений будут учитывать эти требования.
А что же в том случае, если здание школы или вуза старое, но капитальный ремонт в нём запланирован на более поздний срок? Какая помощь предполагается инвалидам в этом случае?
Оборудование, которое будет использовано в школах и вузах для создания комфортных условий пребывания инвалидов:
1. Поручни - отбойники. Безбарьерная среда невозможна без использования поручней. Являясь дополнительной опорой людей, имеющих ограниченную мобильность, такие поручни делают их пребывание в оборудованном здании намного более безопасным. Поручни не просто выдерживают высокие нагрузки и являются эстетичным дизайнерским решением, но и защищают от повреждения стены. Стационарные поручни должны устанавливаться в санузлах, чтобы предотвратить падение на скользкий кафельный пол и обеспечить инвалидам дополнительные удобства пользования сантехническим оборудованием. Прямой поручень должен быть установлен в коридорах.
2. Всевозможные информационные знаки, обладающие тактильно-визуальными свойствами. В том числе и предупреждающие средства передачи информации, такие как наклейки, таблички, которые должны информировать учащегося о возможностях, а также затруднениях или препятствиях на пути его следования.
3. Образовательные учреждения должны быть оснащены FM-системами, используемыми на занятиях и лекциях, а также при проведении различных мероприятий. Система представляет собой передатчик сигнала (звукового) от любого источника и комплекты приёмников, которыми удобно пользоваться слабослышащим учащимся.
4. Если на территории учебного заведения предусмотрена парковка, на ней должны выделяться специальные парковочные места для людей, пользующихся инвалидными колясками. В таких местах устанавливаются увеличенные габариты машиноместа, а также соответствующие знаки и разметка.
5. Система открывания дверей должна предусматривать автоматизированный привод любой конструкции, обеспечивающий безопасное и лёгкое открывание, и питающийся от бытовой электросети.
6. На территории школы или университета, при входе в него, а также в потенциально опасных местах внутри - должны предусматриваться противоскользящие покрытия.
7. Для перемещения людей в инвалидной коляске предусматриваются мобильные лестничные подъёмники. Они помогают поднять коляску по лестнице даже в том случае, если её наклон составляет более 35 градусов, и на ней не может быть установлен пандус. При этом подъёмники не загромождают лестницу и не мешают подъёму и спуску здоровых людей.
За «Доступность среды» вузы получат оценку
Теперь при оценке эффективности образовательных учреждений будет учитываться и то, насколько они способны обеспечить образовательный процесс для инвалидов и создать им комфортную среду на территории образовательного объекта.
Об этом говорил Александр Климов, замглавы Минобразования на конференции, проходившей в Челябинске и рассматривающей вопросы инклюзивного образования.
По заявлению замминистра, в 2015 году по существующей квоте поступило в университеты 5 тысяч молодых людей, имеющих ограниченные возможности, что очень мало, с учётом общего количества молодых людей, имеющих ограничения по здоровью и инвалидность.
Во все образовательные стандарты включен ряд требований, которые призваны обеспечить удобство пребывания инвалидов в образовательных заведениях и комфортность для них самого учебного процесса. Но на деле все эти задекларированные меры не привели к видимому увеличению числа обучающихся из данных категорий.
Почему же так происходит, и как изменить тот факт, что не более 2% жителей России, имеющих инвалидность, обучаются в высших учебных заведениях?
Одной из мер, призванных увеличить количество обучающихся, названа следующая: все программы развития вузов должны будут включать в себя ряд показателей, касающихся подготовки именно этих категорий граждан. Это относится и к федеральным университетам, и к НИУ. Господин Климов отметил, что в настоящий момент разрабатываются количественные критерии и показатели, которые будут приняты во внимание при определении эффективности вуза. Невыполнение будет негативно влиять на оценку деятельности руководителей университетов, и говорить об их недостаточной квалификации. Александр Климов рассказал на конференции об инклюзивном образовании, что особое внимание будет уделяться подготовке преподавательского состава и персонала для работы с детьми и молодёжью, имеющими ограничения по здоровью. Принятие нового профессионального стандарта для преподавательского состава позволит более чётко определить, какие пункты следуете включить в образовательные программы вузов и колледжей, для того чтобы далее вести подготовку специалистов, владеющих методиками взаимодействия с инвалидами.
Комментарий
Юрий Кузнецов общественный деятель в области защиты прав инвалидов, лидер общественной организации «Мы — вместе»:
Одна из основных проблем — это нехватка учителей и тьюторов, которые работали бы с детьми-инвалидами. Это должно выглядеть так: один учитель занимается с обычными ребятами, второй — с ребенком с ограниченными возможностями. Но учителя не всегда готовы так работать, подготовки не хватает.
Что же касается удобства для передвижения инвалидов в школе (пандусы, подъемники, ширина дверей, туалеты и т.д.), то все правила уже приняты. И если какая-то школа этого не обеспечила, то директора должна штрафовать прокуратура, причем сумма должна быть такова, чтобы больше закон никто не нарушал.