О том, как меняется формат высшего образования, и какое место в этом процессе занимают программы «Liberal Arts» рассказал декан Факультета программ многопрофильного бакалавриата ИОН РАНХиГС Евгений Миронов
Высшее образование сегодня - сложный и тонкий механизм, глобальное влияние которого сложно переоценить. Несколько упрощая, можно сказать, что эффекты высшего образования проявляются на трех фундаментальных уровнях.
Самым очевидным является формирование профессиональных знаний и навыков, более или менее четко ориентированных на определённые позиции на рынке труда. Кроме того, хороший университет также развивает умение решать сложные интеллектуальные и социальные задачи, например, учит проводить исследования. Такие навыки не так жестко связаны с конкретной специальностью. Человек, освоивший логику исследовательской деятельности, может вести ее в различных профессиональных сферах. Еще один, более высокий «уровень» влияния университета, - формирование культуры мышления и набора ценностных, в том числе, этических, установок. Среди таких установок обязательно должно быть представление о профессионализме, но совсем не обязательно должна быть идентификация с одной профессией на всю жизнь. Напротив, как раз на этом «уровне» формируется основание, отталкиваясь от которого человек может проактивно реагировать на изменения рынка труда, экономические кризисы, в том числе и менять свою карьерную стратегию.
Гибкость можно назвать ключевым критерием как для образовательных программ, так и для специалистов будущего. В этом смысле формат Liberal Arts в полной мере отвечает вызовам меняющейся ситуации. К сожалению, мало кто из нынешних выпускников школ может с уверенностью сказать, что определился с будущей профессией. Поэтому, мы даем абитуриентам дополнительную возможность понять, какая профессиональная деятельность для них действительно интересна, и сделать по сути первый в жизни по-настоящему взрослый выбор.
Сейчас на факультете Liberal Arts ИОН РАНХиГС реализуется 11 различных программ бакалавриата, в том числе программы двух дипломов, и в этом году мы запускаем еще две. Для поступления почти на все программы требуются различные наборы ЕГЭ, таким образом наши абитуриенты могут выбрать любой из 8 удобных наборов ЕГЭ для поступления. Эта опция сегодня особенно востребована среди большинства одиннадцатиклассников. Не зависимо от направления, на которое поступили недавние школьники, весь первый год их обучения отводится на самоопределение и осознанный выбор будущей профессии. Первокурсники изучают специальные дисциплины, которые позволяют им развить эрудицию и навыки критического мышления, а также узнать о различных сферах научного знания. То есть мы даем нашим студентам дополнительную возможность понять, какая профессиональная деятельность для них действительно интересна, и сделать по сути первый в жизни по-настоящему взрослый выбор. В случае, если студент к концу первого курса понимает, что ему интереснее заниматься, скажем, «Зарубежным регионоведением» или «Рекламой», а не «Менеджментом» и «Публичной политикой», со второго курса он начинает учиться уже по тому направлению, которое выбрал по итогам первого года, при этом, ему уже не нужно что-то досдавать или перепоступать.
Возвращаясь к прогнозам на будущее, также стоит отметить, что на уровне обучения решению сложных задач стоит ожидать появления новых программ, существующих как бы поверх традиционны дисциплинарных рамок. В ближайшей перспективе это будут прежде всего программы магистерские или вообще краткосрочные. Так уже сейчас Институт общественных наук РАНХиГС совместно с Московской школой социальных и экономических наук (Шанинка) реализуется магистерская программа Public History, в которой серьезная профессиональная подготовка по истории сочетается или точнее, интегрируется, с изучением технологии работы современных медиа, с практической работой этой сфере. Готовится к запуску программа по экономической психологии, построенная по этому же принципу. Выпускники таких программ, готовы решать практические задачи, не «укладывающиеся» в рамки традиционных факультетов, и таких зада на современном рынке становится все больше. Но еще важнее, что обученные таким образом специалисты способны видеть и формулировать новые задачи, открывать новые рыночные ниши. Причем, не обязательно только в той сфере, непосредственны изучением которой они занимались. Здесь гораздо важнее сам опыт решения таких полидисцилинарных задач – он может быть перенесен и в другие сферы. Особенностью таких программ является их немассовый характер.
Так на нашем факультете “Liberal Arts” РАНХиГС студенты обязательно изучают major (основной профиль) и minor (дополнительный профиль), т.е. студент, выбравший в качестве основной специальности, например, менеджмент может выбрать minor по истории или психологии, а студент-историк может освоить дополнительный профиль по журналистике или PR. Все наши студенты обязательно изучают курсы «Письмо и критическое мышление» и «Великие книги», причем последний является «сквозным» т.е. идёт все 4 года и не привязан к направлению обучения. Медленное аналитическое чтение качественного и большого текста дает для подготовки будущего профессионала не меньше, чем специальные профессиональные курсы.
Что касается среды, то здесь трендом среди лучших вузов будет все большая открытость разного типа партнерствам. Вузы будут предоставлять студентам все больше возможности для стажировок в компаниях и организациях, в том числе на международном уровне. Вообще обучение в лучших университетах будет все больше выходить за рамки аудитории (никогда не уходя от туда окончательно). Это будет происходить как за счет дистанционных курсов, так и за счет партнерств разного типа.
согласна, что современное образование должно быть гибким, и давать просторы для развития студента как личности. Мало, кто из нас выходил из школы с четким осознанием того, чем он хочет заниматься в этой жизни. Скорее мы шли туда, что наиболее популярно или же шли учится на ту специальность которую выбрали для нас родители. Хотелось бы мне, попасть в свое время в тот ВУЗ где бы мне помогли самостоятельно определиться в жизни, и выбрать специализацию.