Совсем скоро начнётся экзаменационная кампания ЕГЭ 2017, поэтому самое время поговорить о итогах ЕГЭ 2016. Российские выпускники, в целом, успешно справились с экзаменами, по всем направлениям продемонстрировав положительную динамику.
После окончания экзаменационной кампании её результаты были проанализированы в Рособрнадзоре, в специально созданном для контроля и анализа ситуационно-информационном центре (СИЦ). Информацию для пресс-службы ведомства предоставили Сергей Кравцов, глава ФС по надзору, и Дмитрий Ливанов, занимавший в то время пост главы министерства. Дмитрий Ливанов рассказал, что серьёзных нарушений в ходе экзаменов не происходило, уровень организации мероприятий был весьма достойным, и связано это с повышением уровня ответственности как организаторов, так и самих детей. СИЦ отметил также увеличение интереса школьников к сдаче экзаменов по естественнонаучным дисциплинам. Выросло число выпускников, получивших на экзамене высший балл: если в 2015 году стобалльников было 4608, то в этом году – уже 5009 человек. Сократилось и количество учеников, получивших неудовлетворительные оценки. Обязательными экзаменами, как и раньше, оставались русский язык и математика.
ЕГЭ 2016: конкретные предметы
Русский язык.
Число выпускников, получивших на экзамене высокие баллы, выше 81, составило 25,5 % от общего числа сдающих. Это на 6% больше, чем было годом раньше. Только у 0,7 % не получилось сдать русский язык на положительную оценку, в 2015 году число таких учеников превысило 1,5 %
Чтобы получить право подать документы в вуз, в этом году нужно было сдать на экзамен не меньше, чем на 36 баллов. Не справились с этим порогом 2,5% детей, а ещё год назад их число превышало 4%.
Математика.
На экзамене базового уровня не справились с задачами 4,7 % выпускников, годом раньше их было намного больше - 7,4%. Вырос и средний балл, он рассчитывается по стандартной пятибалльной шкале. В прошлом году он составлял 3,95, а в этом подрос до 4,14 баллов. По мнению специалистов, снизилось количество случайных арифметических ошибок и тех недочетов, которые связаны с неверным пониманием условия задачи. Наверное, это означает, что экзаменующиеся стали более внимательными. Намного выше оказались результаты разделов экзамена, связанного с решением уравнений, планиметрии и геометрических заданий.
Профильный экзамен по математике тоже прошёл весьма успешно. Не перешагнули минимальный порог 15% абитуриентов, а в 2015 году каждый пятый не сумел справиться с заданиями. Больше стало и учеников, получивших высшие баллы по профильной математике. Иван Ященко, глава комиссии разработчиков КИМ по математике, считает, что ученики осознанно выбирали профильный экзамен. Сдавали его те, кому экзамен понадобится в будущем, а кому же математика не нужна — шли на базовый уровень экзамена.
Немного статистики по организации ЕГЭ
Всего в экзаменационной кампании принимало участие ни много ни мало 750 тысяч человек, но выпускников этого года среди них было 640 тысяч, остальные участники экзамена окончили школу раньше. ЕГЭ проходил во всех субъектах федерации, а ещё — в более чем 50 странах.
Было открыто 5,7 тысячи ППЭ, в большинстве из них велось онлайн-видеонаблюдение. Если в 2015 году число классов с вебкамерами составляло чуть более 70%, то в этом году их было уже 83%.
Увеличилось и число контролирующих: в работе принимали участие 144 эксперта федерального уровня, более тысячи наблюдателей федерального уровня, 7 тысяч наблюдателей регионального уровня, 2 тысячи онлайн - наблюдателей.
Громкие скандалы отсутствовали, утечек материалов и связанных с этим неприятных последствий, обнаружено не было. Не было зафиксировано ни одного случая так называемого «ЕГЭ - туризма», когда за несколько месяцев до экзамена выпускник переезжал в другой регион в расчёте на смягчённые требования к ЕГЭ. В качестве мер информационной безопасности использовалась дифференциация КИМ по часовому поясу, а также уже хорошо зарекомендовавшие себя ранее "глушилки" сотовых телефонов и металлодетекторы.
Успешно сработали и все технические нововведения, впервые опробованные в эту экзаменационную кампанию. В первую очередь это касается печати материалов экзамена и сканирования бланков. Такое нововведение использовалось примерно в трети пунктов ПЭ и сработало хорошо.
За нарушения правил экзамена было удалено в общей сложности около 1 тысячи учащихся, этот показатель находится на том же уровне, что и показатель прошлого года.
ЕГЭ по выбору, результаты 2016
Иностранный язык. Этот экзамен сдавали те выпускники, которые поступали на факультеты с иностранным предметом в качестве профильного, или если такой экзамен был заявлен вузом в качестве дополнительного вступительного.
Сдавали иностранный язык около 80 тысяч выпускников, причем 77 тысяч сдавали английский, а оставшиеся 3 тысячи – немецкий, французский и испанский соответственно. ЕГЭ по иностранному языку оказался самым успешным кампании экзаменов 2016 года (среди экзаменов по выбору). Не смогли его сдать всего 1,9% учащихся.
История.
Экзамен считается одним из наиболее популярных, но при этом и самым сложным. К экзамену было допущено 159 тысяч абитуриентов. Минимальный порог составлял 32 балла из 100 возможных. В первый раз в текущем году в экзамен был включен новый письменный раздел — эссе или мини-сочинение на историческую тему. В эссе требовалось не описывать исторические события, а анализировать и выявлять зависимости и взаимосвязи. Экзамен оказался сложным. Неудовлетворительные оценки получили 15, 0% участников, годом раньше «неудов» было 16,5%
Обществознание.
Популярность экзамена уже несколько лет держится на самой верхней отметке, его сдавала почти половина участников – 358 тысяч человек. Минимальный положительный балл должен был превышать 42 балла. Не справились с заданиями 18% выпускников, зато более 30% набрали высокий балл – от 61 и до 100 баллов соответственно.
Физика.
Этот экзамен требуется сдавать практически на все технические специальности, поэтому сдавать ЕГЭ пришло 192 тысячи абитуриентов. Минимальное число баллов составляло 36, не смогли их набрать 6,11%, что совпадает с результатами прошлого года.
Информатика.
В экзамене по информатике и ИКТ принимало участие более 66 тысяч участников. При пороге в 40 баллов успешно его сдали более 87,5 %. В прошлом году этот учебный предмет не пользовался такой популярностью. Сдавало его всего 50 тысяч желающих, и процент не справившихся был намного выше — 16,1%
География.
Экзамен редко выбирают в качестве ЕГЭ по выбору. Так и этом году сдавать его пришли только 17 тысяч.
Зато литературу сдавали на 6 тысяч выпускников больше, чем в прошлом году – всего 49,5 тысячи человек. Причём количество не сдавших составило лишь 4,3%. Специалисты считают, что такие положительные результаты – следствие появления в школьной программе 11 класса обязательного сочинения.
Биология находится на 4–ом месте по популярности среди экзаменов по выбору. В этом году её сдавали 149 тысяч человек, практически все сдающие справились с минимальным порогом, который составлял 36 баллов из 100 возможных.
Экзамен по химии сдавало 85 тысяч выпускников, это на 1,6% больше, чем количество участников экзамена в прошлом году. Минимальное количество баллов для получения положительной оценки было равно 36.
Тема ЕГЭ продолжает быть актуальной в обществе. Хотя, это всего лишь форма итогового экзамена в школе. Нужно признать, что в МИРЕ на сегодняшний момент не придумано совершенной формы приема экзамена. Во-первых, ЕГЭ - экзамен письменный, что делает его более объективным и дает право на апелляцию. Во-вторых, мы прошли большое количество сложностей и ошибок с момента введения ЕГЭ и сейчас задания совершенно другие и более вариативные, есть профильные и базовые уровни. В-третьих, нужно огорчить критиков «тестовых заданий» ЕГЭ и попросить их зайти на официальный сайт ФИПИ, чтобы убедиться в том, что почти везде убраны задания типа «угадайки» из нескольких вариантов.
Комментарий:
Цыбульский Сергей Леонидович, учитель истории Гимназии №1409, лауреат конкурса "Педагог года Москвы".
«Тема ЕГЭ продолжает быть актуальной в обществе. Хотя, это всего лишь форма итогового экзамена в школе. Нужно признать, что в МИРЕ на сегодняшний момент не придумано совершенной формы приема экзамена. Во-первых, ЕГЭ - экзамен письменный, что делает его более объективным и дает право на апелляцию. Во-вторых, мы прошли большое количество сложностей и ошибок с момента введения ЕГЭ и сейчас задания совершенно другие и более вариативные, есть профильные и базовые уровни. В-третьих, нужно огорчить критиков «тестовых заданий» ЕГЭ и попросить их зайти на официальный сайт ФИПИ, чтобы убедиться в том, что почти везде убраны задания типа «угадайки» из нескольких вариантов.
ЕГЭ становится все более похожим на письменный экзамен, который должен продемонстрировать не только знания, но и разного рода компетенции выпускника школы (умение сравнивать разные точки зрения, критически оценивать источник информации, находить общее и частное, грамотно формулировать мысли…). Рассогласование ЕГЭ и современной школы в одном: вслед за быстро меняющимися требованиями общества и работодателей мы уходим от школы знаний к школе компетенций (к умениям пользоваться полученными знаниями). А ЕГЭ проверяет в первую очередь знания…
Важным плюсом ЕГЭ становится переход к более объективной форме принятия экзамена по сравнению с той, которая была в родной советской школе, т.к. теперь твой учитель никак не может повлиять на результат во время экзамена. Многие забыли, какие баснословные деньги платили вузовскому преподавателю, который входил в приемную комиссию, чтобы ваш ребенок получил хороший (не объективный) балл при поступлении в институт. Введение ЕГЭ обернулось для школы неожиданной стороной, из школ побежали плохие учителя. Остро обозначилась кадровая проблема, которую стали решать педагогические ВУЗы.
Минусы тоже есть… Самый главный – это стресс, который переживает ребенок, что и приводит в первую очередь к ошибкам во время сдачи экзамена. А для многих результат ЕГЭ не только влияет на выпускные оценки в школе, но и решает судьбу при поступлении в институт. Поступление в ВУЗ для России - это очень важно, т.к. получение высшего образования становится в первую очередь неким социальным статусом или социальным лифтом. В некоторых европейских странах, где уровень благосостояния не зависит от высшего образования, вообще отказались от экзамена в институт. В таком случае, очень серьезным испытанием становится первая сессия, во время которой институт «избавляется» от «лишних» студентов.
Можно сказать, что на сегодня ЕГЭ — единственная доступная объективная форма экзамена, которая будет совершенствоваться, и вряд ли будет отменена».