Уже следующей весной в схеме проведения ЕГЭ будут значительные перемены: обязательный экзамен по русскому языку впервые будет дополнен устным разделом. Предполагается, что устная речь намного лучше поможет выяснить уровень знаний выпускников. Сложно сказать, как сработает это новшество, речь идёт пока только об интересных задумках, для того, чтобы говорить более конкретно, нужно продумать технологию сдачи и посмотреть на пилотные результаты.
Устный экзамен — дело, несомненно, нужное и важное, но некоторые эксперты говорят, что уж слишком он отходит от концепции ЕГЭ, чтобы сразу же после принятия министерством соответствующего решения просто взять и вписаться в него.
О том, что устный раздел на экзамене по русскому языку, а далее и по остальным предметам гуманитарного цикла, будет очень полезен в плане оценки знаний детей, говорилось уже давно. Аргументы «за» приводили учёные, педагоги, депутаты. Однако конкретных предложений о том, как именно проводить эту часть экзамена, как-то не выдвигалось. Наконец, Людмила Вербицкая, глава РАО, рассказала, что по просьбе Рособрнадзора в РАО разработали предложения по проведению такого экзамена.
Цели
Какова цель проведения устного раздела ЕГЭ по русскому языку, озвученная РАО?
Устный экзамен должен показать не только то, как школьник усвоил правила пунктуации и правописание, но и насколько он научен связно строить предложения и выражать свои мысли слушателям. По мнению РАО, правильная связная речь очень важна для строительства карьеры во многих современных отраслях. Умение формулировать важно для руководителя каждой отдельной отрасли, умение доносить до окружающих свою точку зрения – для всех, кто думает о карьере. Ученику важно знать не только правописание, нужно ещё и владеть основами — базой ораторского искусства. Задача же педагогов в школе – формировать у ребёнка грамотную построенную связную речь.
О выборе формата
Инициатива очень интересная, но пока вызывает вопросы. В первую очередь — технические. Итак, предполагается, что устную речь в формате ЕГЭ будут сдавать все выпускники. Каким образом это будет организовано? Кто будет слушать эту устную речь? Сколько потребуется педагогов, чтобы прослушать все ответы?
Сегодня уже разработан и действует формат устного экзамена по иностранному языку. В нём, как раз, школьник говорит пред компьютером, а его ответ записывается и затем прослушивается. Экзамен проходит в специально оборудованных помещениях. После экзамена выпускник прослушивает свой записанный ответ: необходимо убедиться, что запись сделана корректно.
Однако иностранный язык сдают по выбору.
Другое дело – обязательный экзамен по русскому языку. Если выбрать форму, аналогичную разделу «говорение» в экзамене по иностранному языку, раздел с устной речью потребует колоссальных затрат и огромных усилий по технической организации.
Гуманитарные предметы в формате ЕГЭ
Некоторые эксперты поддерживают идею устной сдачи части экзаменов и заявляют, что понять, насколько ученик знает гуманитарный предмет, можно только по его устному ответу. Детям же придётся учиться публичным выступлениям и умению вести диалог. Вот только вопрос о возможности ведения диалогов на ЕГЭ пока даже не поднимается.
О навыках публичных выступлений, и о том, насколько они важны во взрослой жизни, говорят члены общественного совета Минобрнауки. Грамотно и складно говорить нужно во многих сферах современной экономики, но в школе не учат такому, утверждает учителя. Раньше навык говорения развивался и был востребован на целом ряде школьных предметов. Так как экзамен задаёт вектор развития школы, введение устного раздела на ЕГЭ приведёт к тому, что ораторскому мастерству будет уделяться больше времени на уроках.
Но здесь, по мнению преподавателей, и начинаются сложности. Объективных критериев оценки речи и выступления пока нет. Нужно, чтобы выступление ребёнка записывалось, а затем оценивалось в полном единообразии. Как это сделать – пока совсем неясно. В устной речи проявляется интонация, харизма ученика, то, как он умеет сам «себя подать». Конечно, это должно влиять на итоговую оценку за экзамен.
Некоторые эксперты выражают сомнения в том, что вообще возможны объективные критерии оценки устной речи. Эксперты считают, что проблема в этом случае в экзаменаторах. Как можно в случае оценки устного ответа дать гарантию, что она объективна? Как будет оцениваться грамотный, но невнятный из-за дефекта дикции устный ответ? Пока ответов нет.
О необходимости введения в ЕГЭ устного раздела говорит и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речь на съезде Общества русской словесности.
Некоторые преподаватели считают невозможным решить за год все технические вопросы по организации экзамена с устным разделом. Кроме того, они считают, что о кардинальных изменениях в процедуре ЕГЭ этичнее предупреждать за два года, чтобы девятиклассники успели реально оценить свои силы и решить, стоит ли им идти в 10-11 класс или же имеет смысл выбрать альтернативный вариант.
Впрочем, есть и те, кто более оптимистичен, и считает, что технология уже разработана, и дело лишь за специальным оборудованием. Но на оснащение потребуется большое количество времени и материальных средств.
Но ведь владение основами ораторского искусства — это не самое главное в изучении гуманитарных предметов и сдаче ЕГЭ?
Экзамен по гуманитарным дисциплинам проверяет в том числе объём памяти учащихся. А вот умение рассуждать, анализировать, доводить до сведения слушателя он, видимо, не проверяет. Предложенный формат устного экзамена также, вероятно, не решает эту проблему?
Смысл в том, что в отличие от естественнонаучных предметов, гуманитарные предметы предполагают разговор, возможность не только изучить факты, но и выразить свои ощущения. То, что мы понимаем под устной речью – рождается, облекается в форму слов одновременно. Да, облекая знания в слова, можно показать, насколько развито у тебя мышление, продемонстрировать не только знания, но и гражданскую позицию. Однако умение логично изложить факты и высказать своё мнение по ним всё же предполагает живую беседу с преподавателем, а не только запись обезличенного и оцифрованного голоса.
Комментарий:
Филипенко Павла Викторовна, преподаватель истории искусств: Действительно, казалось бы, идея хороша - заставить выпускников говорить сразу правильно, грамотно и красиво. А еще если сделать это перед камерами. Однако тенденции современного образования, видимо, во многом нацеленные на развитие моно- и диалогической речи, часто оказываются погребенными под количеством новой информации, которой переполнены новые учебники. Умение говорить предполагает постоянную тренировку, заниматься которой крайне тяжело в условиях класса и постоянном усложнении школьной программы.