После ЕГЭ всегда хочется понять, насколько этот экзамен прошел честно. И можно ли было действительно организовать всё честно? Или строгие меры контроля действуют только в Москве и Питере, а в регионах учителя помогают школьникам, в результате чего в сильные вузы приходят студенты, объективно плохо знающие школьную программу?
Насколько велика разница между ЕГЭ в столичном городе и в регионе? Этот вопрос звучит уже не первый год, и подтверждений ей в сети много. Вот посмотрим форум сайта kp.ru, там истории одна страшнее другой. Вот пишет блогер Игорь о том, как в некоем регионе писали экзамен. «Платишь деньги, передаешь своё задание преподавателю - и уже все в порядке. По математике школьники, вообще не знающие предмет, набрали по 76 баллов! И сегодня то же самое с физикой» (https://www.samara.kp.ru/daily/24316.4/508927/ ).
А вот свидетельство Олега Трушкина, редактора сообщества Типичный Саратов:
Якобы подсказки и помощь учителей характерна для небольших городков: договориться с директором школы по соседству, где и устроен ППЭ, намного проще.
Говорят (https://www.krsk.kp.ru/daily/24316.4/508927/ ), были случаи, когда помогали вообще всей сдающей аудитории: местная администрация потребовала обеспечить более высокую успеваемость. Ещё свидетельство жульничества на экзаменах по истории (https://www.krsk.kp.ru/daily/24316.4/508927/ ). Фотографии КИМ с заданиями из разных регионов были выложены прямо на сайте. Получается, что пользоваться можно не только телефоном, но и фотокамерой.
Настолько всё плохо, и всё на экзаменах продолжает решать взятка и звонок «сверху»? Продолжаем разбираться, благо - сеть настолько многообразна и разнопланова, что мнений и ситуаций – просто море.
Не всё так однозначно
Вот мнение (http://irecommend.ru/content/kak-ya-sdala-ege-na-100-i-98-ballov-pravda-ob-olimpiadakh-sovety-postupayushchim?expand-all-com )студентки из Бауманки, окончившей университет в этом году с красным дипломом. Она считает, что мнение о «понаехавших стобалльниках" – это миф. По её мнению, в московские вузы приезжают ребята с очень высокими баллами из регионов, где за порядком следят даже строже, чем в Москве. И баллы ими именно заработаны, а не получены благодаря помощи учителей. Ольга считает, что «люди из регионов» с высокими баллами и нулевыми знаниями приезжают на «Целевые» места. Да, таким людям экзамен действительно чаще решает учитель, но они уж точно не «стобалльники», их баллы максимум 75 - 85., так что серьёзной конкуренции они не представляют.
Были ли стобалльники?
Вообще, о ЕГЭ и его проблемах ходит действительно слишком много слухов. Причём огромная их часть не выдерживает даже обычной проверки.
разоблачить миф о том, что лучшие результаты ЕГЭ - в некоторых Северокавказских республиках. Но миф возникает каждый год и повторяется с завидной регулярностью.
Далее в мифе говорится о том, что эти студенты – «липовые стобалльники» занимают места в столичных вузах, а москвичам и питерцам, даже с хорошими знаниями, поступить становится всё труднее. Блогер подробно разбирает, откуда взялись эти домыслы, и почему они не соответствуют действительности. Чтобы не вдаваться в детали, можно ограничиться просмотром списков студентов любого столичного вуза с открытыми данными. Там кавказских фамилий практически нет. В открытом доступе и данные о стобалльниках, сдавших ЕГЭ. Так вот, за несколько лет их на Северном Кавказе практически не было вообще.
Есть также абсолютно открытые данные и о том, что результаты ЕГЭ в этих регионах, мягко говоря, оставляют желать лучшего, какие уж там стобалльники.
Вообще, по мнению блогера, слухи про подсказки, дачи взятки на ЕГЭ всегда были существенно преувеличены. А два реально фиксированных нарушения имели место в 2010 году, тогда за школьников экзамены сдавали студенты, и в 2013 году, тогда в свободном доступе оказались сканы КИМов.
Всё остальное... требует, по крайней мере, грамотной проверки.
Слухи, фейки, провокации
В сети активно обсуждаются и утечки информации по математике и химии, случившиеся уже в этом июне. Были они на самом деле, или оказались плодами чьего-то разыгравшегося воображения, или направленным вбросом?
По крайней мере, Рособнадзор собирается подать в суд на тех, кто распространяет фейки. Достанется и учащимся, уверяющим, что им на экзамене действительно попались задания, выложенные в интернет.
Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, (https://www.kp.ru/daily/26838/3879919/) утверждает, что уже готовит соответствующий иск, чтобы никто впредь не делал в самый ответственный для любого школьника момент безответственные и непроверенные заявления.
Рождение мифа
Очень интересное видео https://www.krsk.kp.ru/daily/26843.7/3883754/ выложил недавно в интернет выпускник из Красноярска. В нём он ведёт репортаж из школьного туалета, и утверждает, что делает он это во время экзамена по обществоведению. Далее на камеру ученик рассказывает, что телефон принести вполне возможно, что не работают ни металлоискатели, ни видеокамеры, поэтому он пронёс с собой и задания, и КИМ и штрихкоды. И сейчас напишет его на сто баллов.
Вот оно – рождение мифа. Ролик внимательно просмотрели в областном министерстве. Выяснилось, что креативный юноша «ради хайпа» снял инсценировочку днём раньше, а в день экзамена просто выложил её в сеть. Детектив раскрылся благодаря порядковому номеру на бланке: таких в Красноярском крае нет вообще.
Через несколько часов после разоблачения по настоянию министерства юноша выложил новый ролик с советом писать всё честно, не надеясь на помощь и шпаргалки. Все средства контроля работают и всё очень серьёзно.
И все же хорошо, что общественность так небезразлична к проблема ЕГЭ. «Народный контроль» всегда лучше любой видеокамеры. Однако все сообщения в сети о неблагонадежном ЕГЭ нужно проверять.
Вопросы о проведении ЕГЭ мы задали экспертам:
«Есть мнение, что в небольших городах практически нет слежения за учениками при сдачи экзамена. В результате чего они якобы получают высокие баллы, но уровень знаний низкий . Так как якобы за них все делают преподаватели . В Москве, наоборот, тотальная слежка за всеми и сдать экзамен крайне сложно. В результате чего якобы приезжают поступать ученики с околонулевыми знаниями. Правда ли это? Как вы к этому относитесь? Как с этим бороться?»
Комментарии:
Андрей Захаров, Заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ:
«Нет, это не так. Во всех пунктах приема экзаменов установлены видеокамеры. Наблюдатели смотрят, как проходят экзамены - онлайн и просматривают архивы еще потом, после самого экзамена. Записи хранятся три месяца, и если найдутся нарушения, то результаты школьника могут аннулировать. Поэтому преподаватели чисто технически не могут "сделать все" за учеников».
Вильсон Александр Львович, Президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов РФ:
«Действительно, есть разница между Москвой, Петербургом — и дальними регионами. В Москве из ЕГЭ пытаются сделать показательное мероприятие. Хотели даже глушители мобильного сигнала поставить прямо в классах, что очень вредно для здоровья и против чего я категорически выступаю. Нельзя до маразма доходить в попытках сделать экзамен «чистым». Нельзя делать показуху во вред детям, которые вынуждены под это подстраиваться. Вполне достаточно было бы стандартных мер. Хотя проблема существует: например, в интернете вбросы. Совсем уйти от проблем невозможно. Но надо реализовывать саму процедуру так, как это сделано в европейских странах: ЕГЭ не должен быть обязательным, а только для тех, кто поступает на бюджет. Хочешь поступать — сдавай ЕГЭ. Не хочешь просто получи аттестат».