На прошедшем в Государственной Думе правительственном часе ректоры вузов вновь подняли вопрос о втором бесплатном высшем образовании. Но не для всех, а для тех, кто считается «творческим» человеком. Вузы, которые учат актеров, композиторов, дирижеров? хотели бы получать бюджетное финансирование на прием абитуриентов, у которых уже есть одна «корочка».
Почему актуально бесплатное высшее
Высшее образование по-прежнему котируется. Люди хотят его получить, поскольку с ним легче трудоустроиться. Однако бесплатного образования уже нет, в том смысле, что за него обязательно кто-то платит: либо человек из собственных средств, либо государство, либо организация, которая в человеке заинтересована.
Некоторые люди, обучившись в одной «вышке», стремятся попасть в другую. Такое бывает, если человек ошибся с профессией, хочет поменять сферу деятельности. Случается также, что второе высшее необходимо для любимой работы. Например, врачам, экономистам может понадобиться юридическое образование, чтобы заниматься защитой прав пациентов, предпринимателей. Есть спрос на второе высшее в направлении «государственное и муниципальное управление» (тут человек, получивший первое образование, хочет повысить свой уровень, чтобы занимать управленческие должности). И понятно, что никому не хочется за высшее платить. Тем более, что существуют способы как обойти плату.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации первое высшее образование является бесплатным. Относительно второго высшего — все по-другому. По мнению государства, человек только один раз может бесплатно получить высшее, а потом придется платить.
Кто сейчас пользуется правом на второе бесплатное высшее
Сейчас второе высшее бесплатно могут получить те, кто получил первое высшее военное образование. Кроме того, в этом же привилегированном положении оказываются военные контрактники, которые прослужили определенное количество лет.
Еще один способ получить «вышку» бесплатно — это отучиться на бакалавра, а потом поступить на магистратуру в другом вузе. В этом случае тоже есть право получить бесплатный вход в вуз.
Правда, судя по отзывам в интернете, эти права не очень хорошо прописаны в законах. Людям, которые пытаются воспользоваться подобными возможностями, приходится подолгу доказывать, что они имеют право на что-то бесплатное.
Второе высшее для творческих специальностей
Различные общественные деятели не раз выходили с инициативами о том, чтобы разрешить творческим вузам принимать на второе высшее бесплатно. Однако государство стоит на своем: закон ради творцов менять не будут. Другое дело, что на обучение бесплатно готовы выделять гранты. Правда, их совсем немного. Так, например, в 2014-2015 году на «бесплатку» могли претендовать всего 20 граждан России. В среднем на одного человека государством выделяется до 200 тысяч рублей в год. Речь идет об операторах, режиссерах, композиторах, драматургах, дирижерах. Среди вузов — ВГИК, консерватория имени Чайковского, Гнесинка, ГИТИС, академия имени Римского-Корсакова.
В качестве объяснения, почему именно «творцам» даются такие привилегии, а, например, строители, инженеры, технологи таких прав лишены — приводятся справедливые аргументы. Ведь в эти творческие профессии обычно приходят состоявшиеся люди, которые уже успели получить высшее образование. Например, режиссер должен иметь какой-то жизненный опыт, в такой профессии сложно человеку со школьной скамьи. Кроме того, дирижеру, например, важно получить первое музыкальное образование.
Известны примеры из истории искусства. Русский композитор Николай Римский-Корсаков до начала музыкальной карьеры был морским офицером. Александр Бородин, участник музыкальной «Могучей кучки», ранее получил образование в области химии. Никита Михалков и Наталья Бондарчук поначалу получили актерское образование, а уже потом — режиссерское. Певец Евгений Нестеренко ранее получил инженерно-строительное образование.
Судя по всему, сейчас существуют комиссии, которые принимают решение о выделении грантов «творцам» на второе образование. Необходимо пройти конкурс. Но есть и «обременения». Если «творец» поучится немного и передумает, то ему, судя по всему, придется вернуть деньги, потраченные на его второе обучение (если это предусмотрено в контракте).
Что будет дальше со вторым высшим
Впрочем, не за горами изменения. На парламентском часе в Государственной Думе недавно была заслушана тема, связанная с получением второго высшего творческими людьми. В ней приняли участие министр образования Ольга Васильева, депутат Госдумы Елена Драпеко. В интервью РИА Новостям эту инициативу поддержали ректор ГИТИСа Григорий Заславский, директор Российского института истории искусств Александр Казин, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир Малышев.
Впрочем, по мнению экспертов, любое второе бесплатное образование — это хорошо. Нужно развивать профориентацию, чтобы люди после школьной скамьи более осознанно выбирали себе профессию. Но если у человека изменились намерения, если он пересмотрел свою жизнь, то у него также должна быть возможность получить соответствующее образование образование.
Впрочем, надо понимать, что существуют и другие способы получение образования — за счет работодателя. Если работник государственного или коммерческого предприятия убедит своего работодателя, что потраченные деньги на его образование деньги пойдут не зря — он может получить заветную «корочку» за счет любимого предприятия.
Комментарий:
Прасковья Шишкоедова, pr-специалист, организатор концертов и фестивалей в Санкт-Петербурге:
«Я сама закончила исторический факультет, всю жизнь работаю в пиаре и организации мероприятий. Безусловно, культура в обществе, которое признает гуманитарные ценности и развивается цивилизовано, нуждается в поддержке. Упадок культуры приводит к глубочайшему кризису. Бесплатное обучение для тех умных, взрослых людей, которые выбрали для себя творческие профессии, могло бы стать одной из форм поддержки. При этом можно вспомнить и советский опыт. Например, после получения бесплатного образования специалист вполне может поработать на государство: поехать в глубинку или потрудиться в госучреждении. Это – и практика, и возможность отдать долг. И тогда речь идет не о безвозмездной помощи со стороны государства, а об обоснованной экономически модели, которая помогла бы решить ряд вопросов. Но я не думаю, что сегодня чиновники будут заниматься подъемом культуры. Ведь это – долговременные инвестиции, которые возможны в стране, планирующей свое развитие на десятилетия вперед. Наши чиновники живут, как мне кажется, по принципу «Здесь и сейчас» и воспитывать самостоятельно мыслящих людей, создавать гармоничное, развитое общество не в их интересах».