Сергей Боженов, депутат Госдумы, предложил перевести учителей в статус государственных служащих. Сегодня зарплата учителей привязана к уровню региона, следовательно, у учителей имеется существенная разница в зарплатах в зависимости от региона, в котором они работают. А разница в зарплатах приводит и к разнице в уровне обучения, которая, естественно, сказывается на учениках. По мнению депутата, изменение статуса педагога позволит обеспечить приемлемый уровень зарплаты.
К вопросу о зарплате учителя
Зарплата учителей обсуждалась в комитете Госдумы по образованию. Так, например, поступило предложение установить ставку заработной платы педагога за 18 часов в неделю. В законопроекте звучало также и предложение сделать оклад работника образования не меньшим, чем 50% средняя зарплата по стране. Ещё одно предложение, указанное в законопроекте — ввести надбавку за учёные степени преподавателям, работающим в средних школах. Предлагалось докторам наук доплачивать 15 тыс. руб., а кандидатам – 8 тыс. руб. в месяц.
В Госдуме законопроект не поддержали, но депутат Боженов пообещал вновь вернуться к этому вопросу, подчеркнув, что зарплату учителя к зарплатам региона привязывать нецелесообразно.
В начале марта ОНФ привёл результаты своего исследования зарплаты педагогических работников в различных регионах. Зарплаты, не превышающие 15 тыс. руб., зафиксированы в Дагестане, Ингушетии, в республике Марий Эл. А вот в Чукотском АО зарплата учителей самая большая в стране и составляет 57,6 тыс. руб.
Может ли учитель быть госслужащим?
Вопрос этот волнует педагогов, чиновников, да и всех, кто связан с образованием, уже не первый год. Такую идею выдвигал ещё Борис Ельцин в самом начале 90-ых годов. И правда: кажется, если учитель получит такой статус, то в положительную сторону решатся многие, если не все его проблемы. Действительно ли это так?
Вероятно, имеет смысл вспомнить о зарубежном опыте. Статус госслужащего имеют учителя Германии, Греции. Португалии, Испании, то есть ряда развитых европейских стран. На деле это значит, что учитель получает соответствующую зарплату и определённые социальные льготы, но вместе с ними получает и ряд ограничений. В Германии часть учителей, имеющая статус госслужащих, входит в Союз служащих, им запрещено участвовать в забастовках, они должны соблюдать "принцип преданности государству".
Учитель, надеющийся на получение преимуществ от получения нового статуса, должен иметь в виду, что должностные оклады госслужащих устанавливается всё теми же региональными законами, а число нужных специалистов определяется в соответствии со штатным расписанием. Так что, надеяться на резкое увеличение зарплаты за счет смены статуса категорически не стоит?
Нужно учитывать и то, что госслужащему положена 40-часовая рабочая неделя, а дополнительная зарплата за работу сверх указанного времени для госслужащих не предусмотрена. Возникнут проблемы и с получением трудовой пенсии, с совместительством, с репетиторством. Получается, что педагог может потерять ряд льгот и гарантий, которые имеет сейчас?
Есть и другой аспект. Численность учителей постоянно является предметом беспокойства для административных органов. Если льготы госслужащих будут распространены на учителей, вероятно, поступит предложение о сокращении их количества. Призыв об уменьшении числа чиновников сегодня в тренде, а чиновник – это тот же госслужащий, так что новый статус может повлечь и новые сокращения.
Можно сделать вывод, что сложностей и минусов при изменении статуса учителя ничуть не меньше, чем плюсов. Может, более «спокойным» вариантом было бы приравнивание учителей к госслужащим только по уровню зарплат.
Мнения заинтересованных людей
Итак, «минусы» идеи определены: преимущества нового статуса весьма сомнительны и легко перекрываются ограничениями. А что говорят сторонники идеи? Депутат Госдумы от «Справедливой России», не только поддерживающая, но и непосредственно принимавшая в своё время участие в разработке инициативы, говорит о том, что ещё В.И. Ленин хотел поставить учителя на ту высоту, которая ему полагалась в царской России. Учительство тогда получало чин в «Табели о рангах». Так, например, статский советник IV-го класса (такой чин был у отца Ленина, И.Н.Ульянова) получал достойную зарплату, позволявшую содержать семью с большим числом детей, и вообще приравнивался к генерал-майору. Сегодня же учитель, по мнению депутата, это «предлагатель услуг». Но это неверно, такого быть не должно. Учитель, как утверждает депутат, должен стоять над обществом, нести вечное, заниматься нравственностью.
Справедливости ради надо заметить, что господин Ульянов был губернским руководителем системы образования Симбирской губернии. Более того, сравнивать Царскую Россию с сегодняшней, по крайней мере, сложно. Та прослойка учителей, о которой идёт речь, была несравненно меньше количественно, да и преподавала только в гимназиях.
Эксперты подчеркивают, что при всех материальных выгодах, которые может принести изменение статуса, оно больно ударит по свободе творчества и свободе высказывания учителей. Государственный чиновник – на то и государственный, чтобы отражать точку зрения государства на какой-либо спорный момент.
Более того, даже и материальные выгоды нужно рассмотреть более подробно, чтобы точно знать, какие льготы и привилегии нужно сравнивать.
Эксперты говорят, что в условиях бюджетной экономии, а именно она сегодня является основной идеей общественно-политической жизни страны, говорить о планируемых материальных выгодах, это значит лицемерить. Рассчитывать на них – нерационально.
Эксперты от бизнеса подняли очень важный для этой дискуссии вопрос. А для чего, вообще, учителю быть государственным служащим? Чем его новый статус поможет родителям, детям, государству? Когда принималась «Табель о рангах», вряд ли целью её была выдача чиновничеству определённых благ и привилегий. Задача была другая: создание класса образованных людей, имеющих личное достоинство и преданных государству.
Сейчас же законопроект предлагает выдать учителям новый статус в качестве награды. По мнению авторов проекта, престижный статус приведёт к тому, что учителя станут уважать в обществе, а он, в свою очередь, будет получать за свою уважаемую работу достойную зарплату. В этом ракурсе он, безусловно, имеет право на существование.
Комментарий:
Козырева Наталья, учитель:
«Я против такого нововведения. Тогда уж точно никакой пенсии по выслуге и удлиненных отпусков. А также и 18-ти часов на ставку — только 40. И рабочий день ненормированный. Хоть в выходной, хоть в праздничный — на работу по вызову и никаких отгулов. Мало того, у госслужащих теперь еще и пенсия позднее».