Департамент Министерства культуры разработает рекомендации, касающиеся "культурного дневника школьника". Предполагается, что такой дневник получит каждый ученик начальной и средней школы. Идею создания дневника предложила Зинаида Драгункина, член СФ, а министр культуры эту идею поддержал и дал соответствующее поручение.
Инициатор нововведения, говоря о дневнике, заметила, что его ведение было бы полезно учащимся. Действительно, с помощью такого дневника можно надолго сохранить в памяти все выставки, постановки и прочие мероприятия, связанные с культурой. Такой опыт поможет ученику стать ближе к миру творчества и вовлечённее в него.
Более того, дневник позволит ребёнку не только хранить, но и систематизировать свои впечатления от того, что было им увидено или прочитано. С помощью дневника можно подметить и недостаточное внимание к культурному развитию ребёнка со стороны родителей и учителей, а обратить на это внимание другими способами намного сложнее.
Культурные дневники уже действуют в регионах
Во многих регионах такие дневники уже введены и действуют на протяжении нескольких лет. Это республика Татарстан, Рязанская, Пензенская, Кировская область. Так как отзывы о них в основном положительные, предложение о введении дневников и в остальных регионах — не за горами.
Предполагается, что дневник нужно будет вести с первого по шестой или седьмой класс. Помимо вышеперечисленных, ещё одна заявленная цель ведения дневника: привить детям любовь не только к культуре, как таковой, но и к родному краю, через пробуждение интереса к нему.
В этот дневник дети должны будут записывать все свои «культурные походы», включая школьные мероприятия и походы в библиотеку. В рамках ведения дневника детям могут предлагаться различные занимательные викторины и конкурсы. А затем, согласно общему замыслу проекта, будут подводиться итоги ведения дневника.
Нужно заметить, что Зинаида Драгункина, говоря о культурном дневнике, специально подчеркнула, что никакие оценки за его ведение ставиться не должны, поэтому предполагается, что и в конкурсе смогут принять участие только те дети, которые сами этого захотят.
Что включено в дневник
Какие же разделы будут включены в дневник? Сейчас они довольно сильно различаются в зависимости от региона.
Вот, например, дневник, разработанный в Пензенской области.
1. «Кругом родные все места». В нём можно записывать всё, о посещении памятных мест, связанных с историей Пензенского края и его культурными особенностями.
2. «Книга – лучший друг и учитель». Этот раздел содержит данные о посещении библиотек, информацию о книгах, и впечатления о них.
3. «Театральные встречи». Раздел, посвящённый театру. Это информация о спектаклях, представлениях, встречах с актёрами, и конечно же, собственные впечатления о них.
4. «В мире изобразительного искусства». В этом разделе должны быть описания посещения концертов, произведших на ребёнка сильное впечатление.
5. В дневнике есть и ещё несколько страниц: «Святые места моей Родины», «Экспонаты музея», «Семейные традиции».
В конце года по заполненным страницам дневника школьник может составить свою карту или галерею мест, которые он посетил, и сделать такую работу своим личным проектом.
Похожие, но имеющие различия, разделы имеются и в дневнике школьников Рязанской области. Так, в дневнике не представлены разделы о святых местах и изобразительном искусстве, зато, наряду с театральным, книжным, музыкальным и музейным разделом, добавлен раздел «Жизнь – это увлекательное путешествие!».
В республике Татарстан такой дневник действует уже более трёх лет. Как рассказала журналистам Лейла Фазлеева, помощник президента, в этом учебном году их получили 165 тысяч первоклассников. Она добавила, что дневник призван выполнить не только культурологическую, но также и патриотическую функцию.
Дневник, по её словам, это рассказ о личных достижениях в знакомстве с культурой и постижении её. Задача такого проекта – расширение общего кругозора, а также мотивация к более частому посещению мероприятий, и получение в связи с этим, ежедневной новой информации, впечатлений, знаний.
Продолжая разговор о задачах, которые решает культурный дневник, нельзя не отметить, что в тех регионах, где он введён уже сейчас, он не просто фиксирует факт посещения какого-либо объекта культуры, и описание мероприятий, но и содержит ряд заданий для осмысления того, что было увидено и прочитано. Таким образом он может формировать и культуру мысли. Например, в целях проекта, которые декларируют авторы дневника в Рязанской области, указывается, что ведение дневника должно:
- развивать познавательные интересы;
- выполнять функцию социализации учащихся;
- формировать досуг семьи с упором на его культурное содержание.
Таким образом, культурный дневник школьника можно считать направлениям воспитательной работы, а также определённым ориентиром для родителей.
Другое мнение
В Госдуме предложение министра культуры было поддержано, но со значительными оговорками.
Елена Драпеко, заместитель главы комитета по культуре, сказала журналистам, что не видит особого смысла во введении отдельного культурного дневника. По её мнению, будет намного эффективнее включить отчёты о культурных мероприятиях в обычный дневник школьника, тогда контроль будет стимулировать и их посещение.
В принципе, такое мнение, если и не дискредитирует инициативу Владимира Мединского и Зинаиды Драгункиной, то в значительной мере лишает её привлекательности, оставляя ей лишь функции контроля. Елена Григорьевна же считает, что родители ребёнка будут сами нести ответственность за привлечение к культуре, а также самостоятельно решать, какие мероприятия и в каких количествах, должны посещать дети.
У школ же, как отметила госпожа Драпеко, имеются сейчас серьёзные трудности, связанные с новыми правилами перевозки детей, это очень затрудняет организацию экскурсий и посещение культурных мероприятий.
Комментарий:
Сергей Гринберг, композитор,музыкант, пианист, музыкальный редактор:
«Школьники должны доверять учителю и уважать его, и только тогда можно ожидать от них каких-то встречных шагов в этом направлении. А это доверие и понимание сейчас, как мне кажется, в большом дефиците в тех условиях жизни, которой живет современная школа. Думаю,что в этом занятии нужно увлечь детей каким-то творческим заданием, чтобы они ненадолго, может быть, почувствовали себя писателями, поэтами и т. д. Т.е. создать некоторую атмосферу конкурса, соревнования.»