Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Где будем проходить производственную практику?

Продолжается дискуссия о возможном возрождении производственной практики в старших классах школы. Раньше такая практика осуществлялась на базе межшкольных учебно- производственных комбинатов, но в последние годы практически все они прекратили своё существование. Несмотря на то, что об УПК добрым словом вспоминают многие преподаватели и просто известные в системе образования лица, практические шаги пока не намечаются. Более того, Ольга Голодец, вице-премьер, на заседании в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» отрицательно оценила идею возвращения УПК и производственной практики.

prof1.jpg

Как обучать профессии?

Рекомендуются более современные варианты обучению профессии. Объяснила свою позицию премьер – министр следующим образом. Сегодня разработаны и успешно работают современные практики для обучения ученика реальному труду. В школах вводится и эффективно работает предмет «технологии», где профессиональные знания преподаются на новом, более продвинутом уровне.
По ее словам, в настоящее время есть много современных практик, чтобы помогать ребенку учиться реальному труду, и в частности заниматься такими его видами как робототехника, дизайн. Продвинутый уровень обучения таким профессиям вполне реально обеспечить в рамках школ, поэтому это ни в коей мере не будет профанацией.
Вице-премьер рассказала о том, что многое умеет делать своими руками и гордится этим. Сама Ольга Голодец получила в рамках УПК профессию мастера-телефониста, и с удовольствием и интересом чинила телефоны.
Некоторое время назад по инициативе Министерства образования был создан тендер на разработку проекта возрождения практики УПК. Ученики школ смогли бы получить профобразование на базе техникумов и колледжей или непосредственно производственных предприятий. Получение профессиональной подготовки проходило бы одновременно с обучением в старших классах школы.
В Финляндии, стране, лидирующей в сфере образования, созданы условия для получения в рамках школы таких профессиональных знаний, которые были бы интересны детям. Такой пример вице-премьер считает оптимальным.

Межшкольные учебно-производственные комбинаты

Те, кто жил в Советском Союзе, прекрасно помнят, что такое УПК. Система УПК была успешной и работала эффективно. Если решение о выборе профессии сделано ошибочно, это всегда потеря времени. Чтобы планы дальнейшего обучения оказались удачными, важно узнать о профессии побольше, а ещё лучше совместить теорию с практической работой.
Всё очень просто: ученики вместе с основной школьной программой получали основы профессии, а затем шли в училища или техникумы, уже определившись с профессией. Ученики старших классов любили учиться на водителя: так, закончив УПК, можно было сразу же получить права.
Во времена Союза УПК были и полезными, и востребованными. Промышленность развивалась, стране требовались рабочие руки. Получив свидетельство УПК, можно было идти работать на производство или поступать в училище, уже имея за спиной все 10 классов. УПК был очень удобен для родителей. Дети после 8-го класса не уезжали из дома учиться в ПТУ, а ещё два года жили вместе с родителями. Да и выбор профессий был широким.
Если всё было так хорошо, почему же УПК стали закрываться? Никакого злого умысла или чьих-то козней тут нет. Дело в том, что несмотря на высокую квалификацию мастеров, уровень подготовки, видимо, детей был ниже, чем в профессиональных лицеях. Ситуация с рабочей силой менялась таким образом, что сейчас и их вполне хватает, чтобы не создавать дефицит на рынке труда. Специалист будет действительно квалифицированным, если у него будут качественные условия труда и обучения. Если же оборудование в УПК будет недостаточно современным или обучать детей будут по устаревшим технологиям, пользы от такого обучения в реальных производственных условиях не будет никакой. А будет только потерянное время. Тратить бюджетные деньги на УПК стало, видимо, бессмысленно. Да и жизнь стала намного более динамичной, так что школьники определяются с профессией намного раньше.

Есть интересные современные альтернативы

А ведь альтернативы есть, их немало. Если решение о выборе профессии сделано ошибочно, это всегда потеря времени. Чтобы планы дальнейшего обучения оказались удачными, важно узнать о профессии побольше, а ещё лучше совместить теорию с практической работой.
Сегодня в рамках российского пилотного проекта «профпробы» у школьников есть возможность в комфортных условиях пробовать себя в разных видах реальной трудовой деятельности. Площадкой проб становятся техникумы. Сначала на экскурсию туда пришли представители администраций школ и сотрудники центра профориентации. А затем на открытые программы профпроб – и сами старшеклассники. В пилотном перечне более 20 специальностей. Можно выбрать всегда актуальную профессию парикмахера или программиста, можно попробовать себя в профессии маляра или специалиста по страхованию. Все профессии востребованы на трудовом рынке и у старшеклассников.
Программа профессиональных проб рассчитана на 16 - 20 часов и проводится для учащихся 9–их и 10-ых классов во время, свободное от учёбы. Плотное знакомство с профессией ничем не обязывает старшеклассников. Однако после окончания школы выпускники, выбравшие профессию по профпробам, обязательно окажутся трудоустроенными.
В Москве такой проект работает уже год и называется «Профессиональное обучение без границ». В нём участвуют 29 ССУЗ, предлагающих на выбор москвичам 47 специальностей. Предполагается, что в дальнейшем к проекту подключатся остальные столичные колледжи, и техникумы.
После окончания программы обучения ученики сдают экзамен и получают соответствующий документ. Так будет проще трудоустроиться по выбранной специальности, или поступить в колледж на особых условиях.
Проект этот не единственный. Активно развивается и ещё одна альтернатива школьной производственной практике – проект «город как школа». Конкретные городские предприятия создают кейсы, в которых производственные задачи могут быть решены школьниками. На удивление, таких задач и предприятий – немало. Проект становится значимой альтернативой обычной урочной системы школы. Ученики учатся реальному делу у квалифицированных специалистов, а возвращаясь в саму школу, анализируют своё движение вперёд и проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Сегодня такие школы работают во многих городах Европы, но успешно развиваются и в России, объединённые концепцией «продуктивного образования». Первые школы появились в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Кемерово, Нальчике.

Комментарий:

Дресвянин Сергей Александрович, преподаватель специальных дисциплин электрического цикла политехнического колледжа: «УПК в свое время играли очень важную роль. Ведь уже после школы молодой человек выходил в самостоятельную жизнь уже хоть что-то умеющий делать руками. И государство каждому гарантировало рабочее место! Обучение в учебно-производственном комбинате было первым шагом к планированию своего профессионального пути. Включение школьников в создание и обслуживание материальных ценностей формировало основные трудовые компетенции. А человек, занимающийся любимой и полезной работой, приносит счастье себе и пользу окружающим. Напротив, обучение человека неинтересной ему и ненужной обществу профессии приводит к тому, что он оказывается на обочине жизни.
Я бы был против прохождения практики в школах. В настоящее время утрачена материально-техническая база тех лет. Да в 21 веке идет стремительное совершенствование технологий, тогда и школам, преподносящим практику, необходимо будет гнаться за технологиями. Иначе при скудном финансировании толку от такого образования никакого. Да и специалистов такого уровня у нас нет. Как альтернатива — организовывать практику совместно с колледжами. Но тут другая сторона медали — а как быть с удаленными малокомплектными школами? И что делать, если в радиусе 200 км ликвидированы и техникумы с колледжами.? Как вариант — делать программы подготовки такими, что бы была возможность несколько раз в год вывозить школьников , вот на такие площадки при колледжах. Возрождение УПК – это вполне назревший вопрос. Считаю было бы актуально сделать УПК на базе существующих колледжей, которые на сегодня обладают более-менее крепкой и современной материально-технической базой и специалистами, в тесном сотрудничестве со школами. К сожалению, в настоящее время цепочка школа – профобразование – рабочее место разорвана. Разорвана она и из-за того что школы в провинции и небольших городах усиленно зомбируют детей идти в 10-й класс, чтобы хоть как-то открыть класс и не остаться учителям без часов.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?