В техникумах и колледжах лицензировались новые учебные программы. Это значит, что студенты более тысячи средних специальных учебных заведений начнут учиться «по-новому». Это много — практически треть от общего количества колледжей и техникумов России. Основное отличие образовательных программ нового типа будет заключаться в следующем:
• программы будут составляться с учётом новых профстандартов, к разработке которых будут привлекаться крупные профильные работодатели; итоговая аттестация учащихся будет проводиться в форме не теоретического, а демонстрационного экзамена;
• особое внимание будет уделяться учебно-производственным базам и обучению работе на новом высокотехнологичном оборудовании.
Участие работодателей в разработке новых программ
Своё отношение к такой форме работы с программами высказал один из работодателей, глава ведущего подразделения в группе компаний. Его интенсивно развивающийся холдинг выпускает электротехническую и кабельную продукцию и остро нуждается в квалифицированных специалистах среднего звена. Однако ещё несколько лет назад к новым сотрудникам, приходившим из училищ и техникумов, в компании относились с изрядной долей скептицизма. И более того, приняв молодых людей на работу, были вынуждены проводить с ними теоретические занятия в рамках школьной программы, так как часто у «якобы специалистов» не хватало знаний даже в рамках школьного курса.
Ситуация, по словам эксперта, коренным образом изменилась после того, как в профильных техникумах стали готовить специалистов по стандартам World Skills. Уровень подготовки резко возрос. Занятия в рамках подготовки к конкурсу профессионального мастерства, общение с экспертами мирового уровня, - всё это требует развития культуры труда и профессиональной грамотности. А профессиональная грамотность требует в свою очередь повышения общего уровня производства, использования новых более современных технологий. Отсюда вытекает необходимость закупок высокотехнологичного оборудования. Вместе с этим меняется и сама структура обучения. Вот конкретный пример. Электромонтажник в европейских странах – это человек, владеющий инженерными знаниями: не только монтирующий электросхему, но и программирующий её.
В программах наших колледжей и техникумов программирования раньше не было в принципе, так что эту дисциплину пришлось с нуля включать в образовательные программы, и теперь основами программирования владеют и школьники, участвующие в движении Junior Skills.
Обучение и экзамены по-новому
Роберт Уразов, генеральный директор «Ворлдскиллс Россия», высказал мнение в СМИ, что мнение об упрощении экзамена переводом его в прикладную область, является ошибочным. Ученик не сможет показать на экзамене хороший результат, если у него недостаточный багаж теоретических знаний. Демонстрационный экзамен в колледже позволит исправить типичный перекос в профессиональном образовании – невнимание к практической подготовке, когда всё время обучения тратится на теорию, а также на различные педагогические факторы.
В материалах пресс-конференции «Кадры новой России» говорилось и о том, что выпускник колледжа, обучающийся по новым образовательным программам, должен будет владеть определённым объёмом английского языка с учётом специфики профессии. Действительно, участие в международных чемпионатах World Skills предполагает умение пользоваться профессиональным оборудованием как с русским, так и с английским интерфейсом. Поэтому обучению профессиональному английскому в новых образовательных программах будет уделено повышенное внимание. В компетенцию, в которой говорится о работе с документацией, также внесены изменения: выпускники колледжей должны разбираться с инструкциями и работать с профессиональной документацией не только на русском, но и на английском языке.
Большой интерес вызывает такая обязательная компетенция выпускников, как осуществление предпринимательской деятельности. Эксперты говорят об общемировой тенденции, при которой наибольший потенциал для самозанятости имеют как раз специалисты с дипломом среднего специального образования. Сегодня формированием такой компетенции занимаются лишь некоторые колледжи по своей инициативе. Новые стандарты сделают эту работу обязательной в каждом учебном заведении. Для этого в образовательную программу войдёт так называемый «предпринимательский пакет», в котором будут преподаваться профессиональные знания в применении к индивидуальной предпринимательской деятельности.
Обновление учебно-производственной базы
О развитии учебно–производственной базы колледжей в СМИ высказалась Людмила Огородова, руководитель программы «Рабочие кадры для передовых технологий», замминистра образования. Большая часть средств, поступающая сегодня из региональных бюджетов в колледжи, идет на их непосредственное содержание: зарплату преподавателям, оплату коммунальных услуг. А на развитие производственной базы идёт максимум 6%. Цель новой программы – коренным образом изменить систему СПО и обеспечить через 3 года подготовку до 50 тысяч специалистов с уровнем компетенций, полностью соответствующим требованиям World Skills Russia.
Для реализации программы потребуется переподготовка мастеров производственного обучения и преподавателей теоретических дисциплин. В принятых ФГОСах имеется весь спектр требований к оснащению колледжей, училищ, техникумов.
World Skills Russia можно назвать многопрофильным инструментом, позволяющим развивать систему чемпионатов по профессиям и профессионализм в целом. Уже сейчас ведётся подготовка 5 тысяч преподавателей в год, они будут проводить демонстрационные экзамены ГИА. Ещё 5 тысяч мастеров производственного обучения будут повышать квалификацию с тем, чтобы соответствовать стандартам World Skills Russia.
Уже в этом году количество выпускников колледжей, успешно сдавших ГИА по стандартам World Skills, должно составить 15 тысяч человек. Видимо, основным показателем проекта станет именно их количество.
Комментарий:
Галина Охотникова, Школа профессий PROдвижение:
Мне нравятся молодые и любознательные специалисты и выпускника колледжа взяла бы на работу. В выпускнике- специалисте хотелось бы видеть интерес к своему делу и желание развиваться и продвигаться в профессиональной области. Отсюда и производительность, и молодость души, и развитие личности, и сплоченный коллектив, и отсутствие синдрома «выгорания». Это в первую очередь зависит от человека, а не от полученного среднего специального образования. В профобразовании хотелось больше связи с производством, возродить школы наставничества. Вот бы хорошо было, если бы выпускник уже знал, где будет работать и учился в тесном содружестве: учебное заведение – работодатель.