Новая инициатива Минобрнауки — школьное телевидение, обязательное в каждой школе.
Насколько этот проект осуществим и какие у него перспективы?
По словам Ольги Васильевой, министра образования, в рамках нового проекта школьники будут самостоятельно создавать новости, а затем транслировать их в своей школе. Новости будут создаваться разные: начиная от мировых и до школьных. Делаться же они будут на уровне, учитывающем возраст школьников.
Министр считает, что проект не так сложно реализовать: для него не потребуется больших затрат и наличия дорогостоящей техники. Более того, во многих школах школьное телевидение существует и более или менее успешно работает, с учётом своей локальной задачи. Сегодня практически в каждой школе имеется аппаратура, позволяющая выводить изображение на большой экран.
Министр предполагает, что телевидение должно иметь двойную структуру: включить в себя передачи, несущие воспитательное начало, рассчитанные на всех школьников, а также познавательную информацию о том, как живёт та или иная конкретная школа.
Интересно, что о проекте, как о полностью решённом вопросе, Ольга Юрьевна говорила с самой «высокой трибуны» - на заседании в Госдуме.
При этом министр напомнила, что раньше в большинстве школ существовало школьное радио и были оборудованы радиорубки. И потом предпринималось несколько попыток привести телевидение в школы.
Цель проекта, по словам министра, воспитание любви, межнационального и межконфессионального согласия. Прививать и развивать эти понятия необходимо с самого раннего возраста, и министерство считает, что задача воспитания стоит непосредственно перед школой. Ольга Юрьевна рассказала, что в министерстве уже разработан ряд проектов, рассчитанных на детей разного возраста, направленных на возвращение в школу согласия между конфессиями и национальностями. Школьное телевидение – один из таких воспитательных проектов.
Элемент информационно-образовательной среды
Школьное телевидение давно и прочно обосновалось в тех школах, где нашлись заинтересованные в нём энтузиасты. Работу на школьной телестудии с точки зрения создания информационной, образовательной среды можно признать состоявшейся. При этом решаются задачи развития информационной культуры, определённые профориентационные задачи, в частности знакомство с тележурналистикой, а также повышение доступности образования и его определённой гибкости.
Что может сделать телевидение в конкретной школе? Стать своеобразной формой допобразования, позволяющей развить самостоятельность и активность занятых в проекте школьников. Передачи, интервью и новостные выпуски о жизни школы помогут взглянуть на освещаемые события и героев выпусков с новой стороны.
< Но всё это касается работы школьного телевидения в конкретной школе. При наличии большого количества заинтересованных в проекте детей, энтузиастов-взрослых, осуществляющих руководство проектом, а также заинтересованной в результатах администрации школы. Заметим, что, несмотря на огромное количество школьных телестудий, задачи, которые все они ставят перед собой, несколько отличаются от задач, сформулированных министерством образования. Задачи решаются скорее информационные, организационные и управленческие, причём на локальном уровне — внутри школы.
Вопрос же о межнациональном согласии слишком большой и неоднозначный (неоднозначен не сам вопрос, а пути и «рамки» его решения), чтобы пытаться решать его в рамках школьной телестудии. Ну, если только, как интересное дело, объединяющее учеников разных национальностей. С межконфессиональным согласием все ещё более сложно, в силу того, что большинство конфессий и к самому телевидению-то относятся неоднозначно.
Желательно ещё не забывать про то, что согласно закону «Об образовании», а также 38-ой статье Конституции, вопросы воспитания, да ещё такие серьёзные, должны быть в ведении родителей. О том, в какой мере проект школьного телевидения с заявленными очень серьёзными целями планирует вести координационную работу с родителями, мы пока мало не знаем, и этот вопрос еще предстоит проработать. Может быть, всё ещё впереди? Однако министр образования сообщила, что реализация проекта начнётся уже очень скоро.
Говорят эксперты
Своё эмоциональное мнение о новом проекте высказал главный редактор одного из образовательных интернет-порталов. По его мнению, проект нежизнеспособен, и результатов от него ожидать не приходится, так как у сегодняшних детей интереса к телевидению практически нет. Он считает, что телевизионные форматы устарели, так как современные гаджеты, даже телефоны, позволяют создавать телекартинку минимумом средств, а качество у неё весьма хорошее. И поэтому даже профессиональные попытки создать образовательный канал, ток–шоу, новостные телевыпуски не приводят к какому-то хоть минимальному успеху.
Завести видеоблог – довольно просто, а вот сделать его интересным могут лишь единицы. Поэтому несложно предположить, что школьное телевидение окажется просто скучным.
Конечно, можно привлекать к такой работе знающих людей и специалистов, однако не ясен сам смысл проекта. На Youtube много интересных образовательных каналов, имеется и воспитательный контент, и интересные познавательные блоги. Какая цель создания ещё и воспитательного школьного телевидения?
Допустим, планируется создавать интересные видеоролики. Сделать это вполне реально. Но вот осветить межконфессиональные и межнациональные вопросы так, чтобы это было интересно современным школьникам, без наличия ярко выраженного таланта и совершенно нестандартного подхода, вряд ли удастся.
Не согласиться с доводами эксперта довольно сложно любому, кто хоть изредка заглядывает на Youtube. Впрочем, проект школьного телевидения начнёт своё развитие скоро, так что мы сами сможем увидеть его результаты.
Комментарий:
Александр Новиков, оператор, журналист:
Идея создать школьное телевидение — достаточно амбициозная. Не знаю, хватит ли у властей сил, средств на это. В каждой школе сейчас есть своя видеокамера, компьютер для монтажа и телевизор в холле. Но не всегда хватает кадров, которые могли бы воплотить творческие идеи. Бывают проблемы с монтажом: платные программы руководство покупать не хочет, а у бесплатных возможности ограничены. Возможно, будет конкуренция детей за аппаратуру. Ведь камера всего одна, а желающих много. Технические возможности тут очень ограничивают творчество. Конечно, можно снимать и на смартфон, картинка в этом случае получается не такая уж плохая. Но качество все равно не то. И запись звука «хромает». С другой стороны, есть и преимущества у этой идеи. С телевидения уже давно снята печать чего-то недоступного для простых смертных. Своя телевизионная продукция может быть не только у школы, но и у муниципального округа, двора. Людям должны быть интересны события, которые происходят рядом с ними. Тогда школьная подготовка «телемастеров» — это возможность в дальнейшем реализовать себя на районном телевизионном уровне. Да и на коммерческой работе нужны люди, которые умеют держать камеру: сейчас развивается корпоративное телевидение.