Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Попадет ли экзамен по музыке в ОГЭ

Президент России Владимир Путин посещал школу для одарённых детей, и там ему был задан вопрос, вызвавший определённый интерес у присутствующих. Школьники интересовались, можно ли сделать один из музыкальных предметов, который изучают ученики музыкальных школ, одним из учебных предметов, сдающихся в рамках ОГЭ. 
Владимир Путин ответил, что вопрос стоит переадресовать экспертам, которыми в данном случае являются Министерство образования, Академия педагогических наук, педагоги. 
Подчеркнув, что в данной сфере он является недостаточно просвещённым, президент сказал, что не видит в этом ничего не возможного. Зато видит возможные возражения специалистов. 
Заключаться они могут в том, что при окончании какого-то периода обучения и получения образования на каком-то фиксированном уровне, человек должен обладать определённым набором знаний, причём эти знания должны быть разносторонними. 

муз1.jpg

В заключении ответа Владимир Владимирович подчеркнул, что экспертам необходимо прислушиваться к мнению школьников, так что вопрос, несомненно, требует всесторонней проработки. 
Нововведения в ЕГЭ и ОГЭ как одну из его ступеней, являются постоянной темой обсуждения самой широко общественности, однако впервые вопрос о месте музыкального, а если брать тему ещё шире, то и художественного, и спортивного образования, стали рассматривать в строго заданных рамках общего и обязательного образования. 
Есть ли здесь серьёзный предмет обсуждения? В рамках Министерства образования, на рассмотрении которого находятся все вопросы ЕГЭ и ОГЭ – несомненно, да. Тем более что вопрос привлёк внимание президента, и последующий за вопросом отсыл к экспертам можно считать веской причиной для серьёзного разговора на данную тему. 

Цель и назначение ОГЭ

Но сначала подробно рассмотрим другой вопрос. А зачем нужно сдавать ОГЭ?
Ответив на него, можно будет решить, насколько в эти цели вписывается экзамен по музыке. 
Итак, ОГЭ должны сдавать все школьники, закончившие 9-ый класс, так как экзамен по русскому языку и алгебре сегодня проводится только в этой форме. Результаты, полученные учеником на экзамене, рассматриваются педагогами при зачислении школьника в 10 класс, как дальнейший этап получения полного среднего образования. 
Результаты, полученные на экзамене, могут быть засчитаны при поступлении в колледжи и училища. Министерство образования планирует увеличивать число экзаменов для школьников. Если в ближайшие два года во время ОГЭ сдавать потребуется 5 предметов, то уже в 2020 году – 6, и в дальнейших планах – добавлять по предмету в два года. Эксперты утверждают, что такая система не только повысит уровень знаний выпускников 9-го класса, но и поднимет общий уровень образования в стране. 

А что и как сегодня сдают выпускники музыкальных школ?

Во-первых, специальность, то есть, исполнение определённой программы. Необходимо сыграть, а если обучался в музыкальной школе по классу вокала, то спеть несколько произведений. Во-вторых, музыкальная грамота или сольфеджио. Обычно, в письменную часть входит практическая работа, например, построить интервалы или написать небольшой нотный диктант. Устно рассказывают темы, предложенные в билете. «Вы знаете, какой композитор является представителем эпохи барокко в музыке»? Это один из несложных вопросов к экзамену по музыкальной литературе. 
Если включать в ЕГЭ экзамен по музыке, то какие его части можно будет принимать и оценивать в формализованных рамках ЕГЭ? Только некоторые темы из музыкальной литературы и теории музыки. Формат остальных — практически никак не вписывается в ОГЭ. 
Ещё один любопытный нюанс. Документ о музыкальном образовании, фактически заменяющий документ о сданном ОГЭ сегодня, можно получить после окончания музыкальной школы. А сколько лет в ней учатся? На самом деле, однозначного ответа здесь нет. Музыка – занятие не только творческое, но и практическое, поэтому преподаватель вполне может предложить ученику ещё раз пройти программу какого-нибудь класса по одному из изучаемых предметов. По специальности, чаще всего, а в некоторых случаях – по сольфеджио. И это никак не будет связано с успехами ученика по другим музыкальным предметам. 
Программа музыкальной школы по фортепиано рассчитана на 8 классов, а, например, по классу аккордеона – всего на пять. Как этот факт совместить с требованиями ОГЭ? Тоже вопрос, на который пока даже не было попыток отыскать ответ.

Для чего нужна музыкальная школа?

И, собственно, цель обучения в музыкальной школе, какая она? Подготовка к поступлению в музыкальное училище, чтобы в дальнейшем получить профессию, связанную с музыкой? 
Или же обучение в музыкальной школе преследует по большей части другие цели, отличные от получения общего школьного образования. Что говорят об обучении музыке в рамках музыкальной школы эксперты? Вот лишь несколько ответов:
  1. Обучение игре на музыкальных инструментах – это следование традиции. Аристократической традиции. 
  2. Музыкой следует заниматься для воспитания дисциплины и воли, а также характера, без риска получить травму. 
  3. У играющих и поющих детей большие успехи в языках и в математике, лучше развито структурное мышление. 
  4. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах.
Всё это отлично, очень полезно и здорово. Но ещё дальше уводит от цели ОГЭ.
И наконец, немного об оценке результатов. 
Общепринятое достоинство ОГЭ в том, что знания школьника оцениваются как можно более объективно. Сегодня все работы проверяет комиссия, не знающая ученика лично, что исключает предвзятость. Оценки на экзамене имеют большую градацию, отличную от пятибалльной. Совместить такую систему оценки с той, что принята при обучении музыки, это значит – пересмотреть весь подход к музыкальному образованию. 
Так можно ли сделать так, как ставили вопрос юные сочинцы в беседе с президентом? Теоретически – почему же нет. Практически – слишком много «но». 

Комментарий:
Панченко Елизавета, композитор, мультиинструменталист, педагог, член Союза композиторов Санкт-Петербурга:
«Включение экзамена по выбору может быть полезно для школьников, которые собираются идти в музыкальные колледжи, по моему мнению. Однако здесь возникает вопрос, как его классифицировать в системе приёмных экзаменов, и нужен ли он, этот "выпускной" экзамен из школы, в качестве вступительного в колледже. Скорее, этот экзамен будет полезен в качестве проверки учащимся своих знаний для дальнейшего прохождения вступительных испытаний в музыкальные и музыкально-педагогические колледжи. Что касается уроков музыки, то, на мой взгляд, они должны раскрывать несколько задач. Во-первых, знакомство с основными направлениями, стилями разных эпох и культур. Чтоб в результате развёрнутого курса за несколько лет человек мог различать народную музыку, классическую, духовную, ориентироваться хотя бы на базовом уровне в различиях основных стилей т.н. академической музыки "на слух". Во-вторых, знакомство с воздействием музыки на человека, на его психику и физиологию. По моему сугубо "гражданскому", а не "музыкантскому" мнению, эта задача сейчас наиболее важна. Потому что не всякая семья знает об этом воздействии, о его психологических, эмоциональных и даже физических составляющих, и некоторые семьи по незнанию подвергают себя и детей угнетающему воздействию некоторых продуктов современных музыкальных направлений. С другой стороны, сами дети подросткового возраста, услышав вне семьи о вреде некоторых направлений популярной культуры, прислушаются к этой информации вероятнее, чем в случае получения её в семье. Это мои наблюдения. Школа и семья, объединяя усилия, могут решать воспитательные задачи действительно очень эффективно».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?