Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Как составить психологический портрет школьника

Министерство образования предложило школьным учителям новый способ реагирования на нестандартные ситуации, связанные с поведением неуправляемых и агрессивных подростков. С новой инициативой выступила Татьяна Синюгина, заместитель министра.
Министерство предложило составить психологический портрет каждого школьника и разработать памятки о том, как вести себя с каждым конкретным учеником при возникновении проблем. Памятку планируется составить для любого учителя, но в первую очередь — для классного руководителя.
Татьяна Синюгина пояснила, что такой портрет, она назвала его «психологическим, и даже, наверное, уже психическим», должен быть составлен как определённое описание, выполняющее функции памятки. А затем к нему добавится регламентация действий: их нужно будет выполнить учителю и классному руководителю в том случае, если в «портрете» будут обнаружены проблемные моменты.
Такая инициатива была выдвинута как реакция на происшествие в Стерлитамаке, когда ученик коррекционного класса совершил нападение на учеников и попытавшуюся его остановить учительницу, а затем разлил горючую жидкость и попытался поджечь школу.
Ситуация – очень тяжёлая и сложная для осмысления, но на нее надо оперативно реагировать.
Поэтому инициатива министерства как нельзя более уместна.
Наверное, учителя Стерлитамакской школы оказались не готовы к такому поведению девятиклассника: они считали его спокойным подростком, ничем особенным не выделявшимся среди других учеников.
Но уже после происшествия появилась информация о том, что нападение ученик готовил ещё с января, о чём неоднократно рассказывал своим приятелям в социальных сетях. Однако они не восприняли его слова всерьёз, а учителя и вовсе не имели подобной информации.
Эксперты, давая оценку произошедшему, совершенно точно отметил, что необходимо обсудить тот факт, что на поведение проблемного ребёнка никто из взрослых не обратил внимания раньше. Все знают, что имеются такие риски, что есть такие дети, и они даже не молчат, они даже высказывают свои намерения в сети. Но взрослые их не видят.
Что делать и как предотвратить ситуацию, когда спокойные на первый взгляд ученики вдруг приносят в школу оружие, да ещё и пускают его в ход?
Некоторые эксперты считают, что во всех инцидентах, связанных с оружием, виноваты не только школьные охранники, не заметившие ни нож, ни канистру с горючей жидкостью, но и преподавательский состав, занимающийся оказанием образовательных услуг и не работающий «с душами детей». Действительно, памятка в таком случае позволит быстрее и грамотней среагировать при возникновении форс-мажора?
Поддержат ли предложенную инициативу замминистра — пока не понятно, так как, несмотря на деловой подход и благие намерения, в инициативе пока нет никакой конкретики. Не известно, как и кто будет составлять психологический портрет ученика и как выявлять в нём «проблемные места».

псих2.jpg

Достаточно ли компетентны для таких психологических портретов педагоги школ и не наломают ли они в случае с проблемными детьми ещё больше дров? Кроме того, не понятно и какие именно регламентации действий, да еще дифференцированных в зависимости от полученного портрета, могут быть предприняты.
В любом случае, такое положение вещей, когда не предпринималось буквально ничего до того самого момента, пока не случилась трагедия, точно себя не оправдало.

Работа по памятке

Некоторые эксперты в СМИ вопрошают: можно ли «с душами» работать по памятке?
А если до этого с ними не работали вообще, практически полностью убрав из школы воспитательную работу? Скорее всего, никакой памяткой не обойдёшься, и помочь сможет только возрождение социального статуса учителя и восстановление системы школьного воспитания? Действительно, сегодняшнему учителю за новыми образовательными стандартами, укрупнениями, массой бумажной работы очень сложно разглядеть личность отдельного ученика. Но и памятка всё-таки лучше, чем совсем ничего.
Однако памятку должен создавать психолог, соответствующие компетенции есть именно у него. Когда он будет это делать? Один раз и на все школьные годы – это нерационально: дети и подростки, да и сама среда, их окружающая, меняются, иногда очень быстро, и часто – практически непредсказуемо.
Значит, психологический портрет нужно будет составлять периодически? В младшей, средней и старшей школе, например? Даже самый простой психологический портрет с выявлением акцентуаций — это дело не на один час.
А ещё для создания такого портрета потребуется согласие учащегося и его родителей. И оказывается, что инициатива с портретами и памятками – отнюдь не простая и не быстрая, а сложнейшая и скорее, похожа на невыполнимую.
Предполагается, что функционал классного руководителя будет расширен до психолога, а может быть, даже до психиатра?

Психологический портрет и его роль

А может быть, всё не так сложно с этими психологическими портретами?
На самом деле, более чем сложно. Вот где сегодня требуются грамотно составленные психологические портреты:
  • в качестве результатов диагностики (психологической) с применением большого перечня методик;
  • в судебно-медицинской практике для раскрытия личностных особенностей жертвы или подозреваемого в преступлении;
  • в политической психологии;
  • и наконец – как в нашем случае — в школьной психологии. Такие портреты проблемных детей используются для преставления педагогическому коллективу.
Используются? Или должны использоваться, но этого почему-то не делается, и инициаторы нововведения предложила не что-то новое, а только лишь выполнение того, что и должно быть выполнено?
Но подросток, напавший на ученика с ножом, хоть и учился в коррекционном классе, не считался проблемным? Вопросов пока больше, чем ответов.
Составлять психологический портрет должен опытный психолог, имеющий глубокие знания и умения анализировать данные психологического тестирования. У того же, кто читает портрет, должно появиться понимание описываемой личности. Тогда на портрет можно опереться чтобы спрогнозировать поведение описанного в портрете человека.

Комментарий:
Анна Петрова, преподаватель:
«Меня смущает, что психологический портрет должен быть руководством к конкретной ситуации. Происшествия со школьниками случаются обычно в считанные секунды. Это происходит непредсказуемо. И что, преподаватель будет впопыхах рыться и искать инструкцию — как вести себя со странным учеником? Или преподаватель должен знать эту инструкцию на память и ее содержание у него будут периодически проверять?Интересно, что требуется руководство к действию при проблемах с конкретным учеником. Это с одной стороны проще: можно опираться на конкретные факты. А с другой стороны сложнее: действия с агрессивным человеком обычно шаблонны, нужно уметь применять разные варианты. И, конечно, очень смущает, что данное требование распространяется на какой-то срок. Психика подростков лабильна, настроение меняется часто. Сегодня у него одна ситуация, завтра она может поменяться. Поменяется и психика. Как это учесть? Конечно, нужно что-то делать, чтобы не повторялись ситуации, когда школьник с оружием ставит под угрозу жизнь одноклассников. Но, мне кажется, одним психологическим портретом это не решить».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?