Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Когда и как введут культурные нормативы

Владимир Мединский, министр культуры РФ, предложил новую инициативу для школьников: «культурные нормативы», проект, который, по мнению его авторов, сможет привлечь учащихся к посещению различных культурных мероприятий: музеев, выставок.
Проект разрабатывается вместе с министерством просвещения с целью внедрить в обязательные школьные дисциплины компоненты культуры.
Учащиеся средней и старшей школы будут посещать концерты, музеи и записывать впечатления в дневник, специально для этого созданный. Владимир Мединский, рассказывая о проекте на инвест-форуме, специально подчеркнул, что в его рамках школьники в обязательном порядке должны будут посмотреть и несколько фильмов, выбранных министерством. На сайте форума велась трансляция подробного рассказа о проекте.
Министр привёл условные цифры: в идеале школьник за всё время обучения должен посетить 100 спектаклей, 100 музеев, посмотреть 100 хороших фильмов, увидеть 100 архитектурных памятников. А затем должен будет рассказать об увиденном в дневнике, бумажном или электронном. По словам министра, за образец взят опыт Пензенской области. Власти региона там изменили учебную программу, и теперь 10 суббот в учебном году школьники не сидят в классах, а посещают культурные мероприятия.

Культура и ГТО

Новый проект уже выходит на стадию широкого обсуждения, однако пока непонятно, потребуется ли ему дополнительное финансирование. Почему дополнительное? Потому что на действующий сейчас в РФ национальный проект «Культура» планируется потратить за 6 лет 113,5 млрд. руб. Владимир Мединский уточнил, что за страшным словом «нормативы» стоит перспективное и полезное дело. Он сравнил культурные нормативы с нормативами ГТО, в которых никто уже не видит ничего особенного, настолько к ним все привыкли. Спортивные нормативы прекрасно выполняли свои функции несколько десятилетий, и сейчас эта форма переживает второе рождение. Министр культуры считает, что теперь дело за культурными нормативами.

культ1.jpg

Звучит очень красиво. Однако спортивные нормативы имеют количественное наполнение, а вот с культурными не всё так однозначно. Если, допустим, из информации, что человек бежит стометровку за 12 секунд, делаются вполне определённые выводы, то о ста посещении театров такое не скажешь. Имеются такие заведения культуры, в которые можно даже бесплатно загонять только насильно. И если «культурные нормативы» будут реализованы как проект, то не придётся ли школьникам и их родителям тратить «по разнарядке» время и средства на скучные музейные экспозиции или провальные спектакли?
Или список мероприятий будет строго выверен?
Министерство просвещения полностью поддерживает инициативу. По его мнению, истории культуры и оценке современных событий в школе сегодня отводится недостаточно времени. Мероприятия в рамках нового проекта будут способствовать воспитанию школьников в целом, а также воспитанию патриотизма и эстетических чувств.
Эксперты подчеркнули, что посещать музеи и концерты можно и виртуально с помощью мультимедийных платформ, например РЭШ, Российской электронной школы. По мнению министра, так учащиеся смогут познакомиться с объектами культурного наследия по всей стране, а не только в своём регионе.

Проекты Питера и Москвы

Несколько лет назад похожие инициативы были выдвинуты департаментами образования Москвы и Санкт-Петербурга.
В Питере проект назывался «Паспорт юного петербуржца». Учащиеся должны были иметь паспорта культуры, в которых ставились бы отметки о посещении ими театров и музеев.
Чиновники Санкт-петербургского комитета по образованию посчитали, что такой паспорт будет стимулировать как самого ребёнка, так и его родителей, к пополнению и фиксированию «культурного опыта». Опираясь на «ПЮП» дети могли бы делиться своим опытом со сверстниками.
ПЮПы собирались внедрить во всех школах города ещё в 2015 году. Педагоги считают, что не произошло это потому, что любая принудительно навязанная идея вызывает отторжение.Получается, что питерский отрицательный опыт не был принят во внимание при разработке нового проекта. Похожий, но несколько более успешный проект действует и в Москве.
Речь идёт о пяти уже состоявшихся, и одном продолжающемся, сезонах Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Её инициаторы – департамент образования города и департамент культуры.
В 2019 году число участников составило около 140 тысяч человек, что на 25% выше, чем прошлогодние цифры. В Олимпиаде принимает участие 203 культурных объекта, среди них необычные музеи, а также музейные и архитектурные объекты, расположенные в области. Интерес к городскому культурному наследию повышается не только у детей, но и у тех, кто их сопровождает. Участники должны не просто заполнить страничку о посещении музея или парка, но и ответить на ряд специально подготовленных вопросов и принять участие в творческих конкурсах.
Цель та же: привитие интереса к культуре и знакомство с культурным наследием, но в несколько более интересной форме и на добровольных началах. Московский положительный опыт тоже не был принят во внимание инициаторами «культурных нормативов». Может быть, эти факты имеют какое-то простое объяснение?
Вероятнее всего, так и есть.

Интернет-контент для электронных школ

Эксперты полагают, что возможными целями инициаторов проекта является продвижение интернет-платформы, где размещается интернет – контент к учебным дисциплинам во всех классах. Стоимость портала составляет 1,7 млрд. руб., работает он с конца 2018 года, но пока дело движется не очень быстро. Не впечатляет пока успехами и другие интернет-платформы.
Достойного материала выложено не очень много, а многое из предлагаемого для размещения имеет невысокое качество.
По информации журналистов, новый проект должен способствовать продвижению той части РЭШ, которая имеет отношение к культуре: записи спектаклей, концертов, фильмов.
Эксперты считают, что дети, живущие там, где нет поблизости ТЮЗов, смогут посмотреть записи спектаклей, синхронизированные со школьной программой на платформе электронной школы.
Тогда получается, что проект «культурных нормативов» несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Действительно, РЭШ необходимо развивать и продвигать, наполнять качественным контентом. Возможно, начать это делать нужно с её культурной части с помощью обязательных просмотров культурных мероприятий?

Комментарий:
Сергей Лановчив, учитель: В самой идее заложено положительное зерно. Мы не случайно употребляем понятие «культурный уровень». Слово «уровень» предполагает, что человек прочел определенное количество книг, посмотрел определенное количество спектаклей, прослушал концерты, посмотрел выставки, сходил в музеи. Кого-то может оскорблять внешнее сходство этого процесса с физкультурным ГТО (бег, подтягивание, отжимание, то есть тоже определенные действия). Но что-то в этом есть: культурные нормативы тренируют мозг. Когда школьник смотрит спектакли, выставки, читает книги, он тренирует память, внимание, воображение. Важно, чтобы это не превратилось в формализм. И чтобы от этого была польза. Наверное, необходимо выделить какие-то опытные экспериментальные площадки, на которых опробовать эти методики фиксации результатов.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?