В 2017 г. в Чувашии стартовал пилотный проект: сельские старшеклассники начали изучать физику дистанционно. В рамках проекта 10 сельских районов определили базовые школы, в которых школьников привозили на дистанционные уроки. Вели уроки преподаватели из ЧГУ им. И.Н. Ульянова физико-математического факультета, причём уроки проходили дистанционно в форме видеоконференции. Дистанционные уроки не заменяли основные часы обучения физике, а дополняли их и проходили в факультативное время. На реализацию проекта было выделено 46 млн. рублей из бюджета. На эти деньги оснащены кабинеты физики, установлено лабораторное и компьютерное оборудование.
Цель проекта – повышение интереса старшеклассников к учебной дисциплине.
Почему именно физика
Физика – базовая естественная наука, объясняющая то, как устроен мир, законы его развития, взаимосвязи, существующие в нём между различными физическими явлениями. Предмет считается сложнейшим в средней школе, и понять его без специальной подготовки дано далеко не каждому. А школа может дать много, но далеко не всё. Кто, как не преподаватели университета, для которых физика стала жизненным выбором, могут объяснить её заинтересованным школьникам.
Основные требования к проведению школьных видеоконференций в выбранном формате ужесточились. Естественно, к такому способу преподавания должны предъявляться особые требования для того, чтобы оно действительно достигло цели.
В результате исследования выяснилось, что существуют факторы, на которые должно быть обращено особое внимание.
Во-первых, это фактор систематизации знании. Перед преподавателями встаёт проблема выбора педагогических и методических средств донесения до старшеклассников своей информации. Нужно учитывать не только возраст и уровень образования школьников, но и определённые образовательные рамки: разговор о физике по интересующим детей темам, обзор наиболее сложных мест ЕГЭ, хорошо известных вузовским преподавателям, знакомство с новейшими исследованиями в физической области.
Во-вторых, совершенно новым и объёмным должен быть подбор информационных ресурсов, таких как серверы СДО.
Необходимо правильно подобрать и физическое оборудование, нужное для демонстрации, иначе школьникам будет сложно разобраться в обилии неизвестных приборов.
Третий фактор – педагогический. Детям должно быть не только полезно, но и интересно.
Дистанционное обучение – вузовские эксперименты
Такое обучение занимает всё больше места, потесняя традиционное и конкурируя с ним. В ряде университетах уже с этого года целые курсы работают в электронной форме, согласно эксперименту, который проводит Минобрнауки . Его цель сравнить эффективности двух форм обучения. По данным газеты «Известия», предполагаются и полные замены учебного курса, и частичные. ВУЗ при этом должен обеспечивать тьюторское сопровождение и разработать индивидуальные «траектории» обучения.
По мнению экспертов, с которыми беседовали сотрудники «Известий», полностью заменить традиционный курс его онлайн-версией нельзя, а частично – вполне. При этом, чем больше появится таких курсов, тем больше преподавателей потребуется сократить. Однако катастрофы от таких замен никто не ожидает.
Дистанционное обучение - эксперименты школьные
В рамках проекта «Российская электронная школа», также некоторое время назад запланированного Минобрнауки, в интернет на момент презентации проекта планировалось выложить 12 тысяч уроков по всем учебным дисциплинам. Предполагалось, что на специальном интернет-ресурсе можно будет освоить один предмет или даже всю программу, с получением аттестата.
Если такие интернет-программы и будут выложены в сеть, дистанционные технологии станут только дополнять обычный процесс. По ним смогут заниматься дети из самых отдаленных школ, дети, занимающиеся по индивидуальным планам, или дети, проживающие за границей. Планируется, что подготовка курсов займет несколько лет.
Что такое «перевернутая школа»
А можно вот так: «перевёрнутая школа». Так с 2010 года называется школа Clintondale High School (США, Детройт), в которой учащиеся выполняют домашнее задание не дома, а в классе, вместе с учителем, а вот теорию изучают дома в форме видеоуроков, на них записаны лекции преподавателей. Обучение по такому принципу кардинально изменило преподавание.
Домашнее задание изучается в виде мини-роликов, всего по 3 -6 минут, то есть просмотреть их можно много раз, чтобы точно разобраться. Появление свободного времени на практические занятия в классе. Успеваемость школьников, обучающихся по такой системе, намного выше, чем у остальных учеников.
Дистанционные школы сегодня
Таких школ довольно много, так что чувашский эксперимент не является чем-то эксклюзивным, может быть, за исключением того, что преподавателями выбраны профессора университета. Ученик получает доступ к видеоматериалам, предполагается также и общение с учителем. Затем сдается аттестация также в онлайн режиме.
У таких школ целый ряд преимуществ. Во-первых, это индивидуальный подход, а во-вторых, возможность контроля ребёнка родителями.
Ещё одно преимущество – возможность обучения из любой точки мира, это преимущество и легло в основу проекта в Чувашии. Старшеклассники могут самостоятельно поправить и подтянуть знания по той же физике, это снимет необходимость в репетиторах и придаст детям уверенности. Недостатком таких школ является отсутствие авторитета учителя. Часто учителя вкладывают всю душу, передавая любовь к своему предмету ученикам, дистанционно этот момент не работает.
Наверняка в ближайшее время появятся онлайн-школы, имеющие государственную аккредитацию и выдающие соответствующие документы по итогам аттестаций. Промежуточные аттестации проходят онлайн, а в старших классах и обязательно на ЕГЭ – требуется личное присутствие обучающегося.
Комментарий:
Елена Кузнецова репетитор:
«Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Среди минусов – невозможность контролировать ученика во время обучения и во время выполнения заданий. В классе я еще как-то могу, как учитель, за ним следить: чтобы он не отвлекался, не списывал, не пользовался литературой на проверочной работе. А вот если все проверять удаленно, дистанционно – то у ученика есть возможность избежать контроля. Среди плюсов – возможность заниматься в комфортной для ученика среде. Ему не надо тратить деньги и время на поездку в отдаленное учебное заведение. В преподавании любых предметов большое значение имеют наглядные пособия. И тут дистанционно можно показывать научно-популярные фильмы, презентации. Многие физические опыты невозможно проделать в классе, а вот в телевизионном пространстве можно показать их естественные условия протекания.
Это же касается и таких предметов, как история. В классе не воспроизвести Бородинскую битву. А вот показать ее на видеоэкране – расстановка сил, диспозиция – вполне возможно.
Так же и русский язык: орфографию и пунктуацию можно демонстрировать на «оживших» примерах, увлекательной подаче «скучных» правил. Детям нравятся продвинутые, дистанционные технологии. Но как проконтролировать детей, которые захотят использовать удаленные технологии без должного усердия, внимания – это большой вопрос. Может быть, во время онлайн-обучения стоит ограничивать доступ в Интернет на развлекательные ресурсы, чтобы ученик не отвлекался.»