В 2020 году в России предлагается внедрить систему учительского роста. В ней будет градация учителей по категориям: старший учитель, учитель, ведущий учитель. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, эта система даст новые возможности молодым учителям, но также позволит оценивать вклад опытных учителей.
Как проходит аттестация сегодня
Сегодня каждый педагог, который приходит работать в школу, видит для себя пути карьерного роста. Если этот педагог только что окончил вуз, то он получает статус «младшего специалиста». За ним закрепляется наставник, который курирует его, присутствует на его уроках, проверяет технологические карты к уроку и всячески поддерживает.
Каждый педагог имеет право подать документы на аттестацию. Для этого он собирает портфолио. Портфолио должно состоять из определенного количества документов. Содержание регламентируется специальными положениями, которые вывешены на сайтах районных методических центров. В частности, нужны документы об образовании, о прохождении курсов, об оценках успеваемости учеников, мнение присутствующих на уроках этого учителя экспертов. Засчитывается повышение квалификации, участие в конференциях, умение работать с новыми образовательными технологиями, в том числе с компьютерными. За каждый документ учитель получает определенное количество баллов. Для получения первой или высшей квалификационной категории ему нужно набрать ровно столько баллов, сколько указано в положении об аттестации. Папку-портфолио педагог сдает методисту, который оценивает каждый содержащийся в ней документ. По результатам методист принимает решение о присвоении педагогу первой квалификационной категории. Если с момента получения первой квалификационной категории прошло два года, учитель может претендовать на высшую квалификационную категорию. Для нее нужно набрать существенно больше баллов, предоставить более серьезный пакет документов.
Почему педагоги стремятся получить категорию? Потому что за нее они получают существенную прибавку к зарплате. Поскольку оплата в школе идет в том числе по количеству отработанных уроков-часов, то получается, что за один и тот же урок педагог без категории получает небольшую зарплату, а педагог с первой категорией – более высокую. Соответственно, оплата поурочных часов учителя высшей категории в этом случае еще более высокая. Министра по образованию и науке Ольга Васильева назвала эту систему не вполне прозрачной. И сообщила, что в России будет внедрена еще одна система – учительского роста.
Как будет выглядеть система учительского роста
В России утвержден приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 года №703. В нем содержится план мероприятий или, иными словами, «дорожная карта». В ней прописано, как именно будет вводиться и формироваться национальная система учительского роста (далее — дорожная карта). Ответственны за выполнение мероприятий – Минобрнауки России и Рособрнадзор.
В дорожную карту сегодня входит пять разделов. Во-первых, должна быть сформирована межведомственная комиссия. Она решит, какие субъекты Российской Федерации примут участие в апробации системы, кто будет экспертом. Во-вторых, в России появятся единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Они будут распространяться на всех учителей. С их помощью учителей оценят: определят их квалификацию. Среди возможных способов оценки – и учет мнения выпускников школы об учителе, и обследование знаний учителя, и оценка умения учителя готовиться к уроку, вести его.
В-третьих, когда все будет понятно с критериями оценки – начнется формирование правового поля. Правительство Российской Федерации создаст номенклатуру должностей педработников. Затем внесут изменения в Закон об образовании. В-четвертых, появятся методические рекомендации, как именно вводить систему учительского роста в школах. На пятом этапе Правительство должно отчитаться президенту о том, насколько успешно удалось внедрить систему учительского роста.
Нужно ли бояться нового
Всякая новая методика вызывает разного рода страхи. Учителя боятся, что новая система снизит их зарплаты, что их заслуги теперь не будут учитываться и что в школе станет работать совсем невыносимо. Некоторые педагоги боятся, что система будет непрозрачной и получить хоть какую-то прибавку к жалованию станет невозможно. Эксперты пытаются убедить их в обратном. Так, например, в Москве прошла Всероссийская конференция по модернизации педагогического образования. На ней обсуждали в том числе вопросы учительского роста. Так, например, по словам ректора МГППУ Виталия Рубцова, слова которого приводит РИА Новости, педагогическое образование совсем не является в России отстающим и вузы готовят высококвалифицированных специалистов.
Президент Ассоциации "Педагог XXI века", заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор школы №109 Евгений Ямбург призвал не бояться новой системы учительского роста. Он напомнил, что сейчас в одном классе учатся и обычные дети, и дети с самыми различными заболеваниями. И одного знания предмета уже мало. Нужно давать педагогам знания – как обращаться с трудными детьми. В качестве примера он привел случай, когда учительница заклеила рот «сложному» ученику, который мешал ей. Учительницу будут судить, так как она нарушила закон. Но, по мнению эксперта, она еще не обладает специальными навыками для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). А значит, ее надо этому учить.
Эксперты напоминают, что по новой системе будет три должности. Просто «учитель» - это человек, который знает предмет и умеет планировать урок. «Старший учитель» умеет работать с разными детьми, может сам разрабатывать учебные программы. «Ведущий учитель» - это старший учитель, который может руководить процессами в школе, интегрировать их. По мнению Ямбурга, все прежние квалификации, категории, учительский стаж – в школе останутся. При этом волнение учителей понятно. Они ждут конкретных документов, чтобы понять, чем обернется новая система для педагогов.
Комментарий:
Ольга Ефимова, репетитор:
«Должна быть какая-то понятная, разумная система расчета зарплаты для учителей. Во-первых, нужно учитывать стаж преподавателя. Во-вторых, его опыт подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ. Но если учитель не работает напрямую с 9-11 классами, то это не должно быть для него минусом. В-третьих, я бы учитывала опыт классного руководства, потому что это колоссальная нагрузка и она отнимает уйму времени. Наверное, необходимо следить, прошел ли учитель необходимые курсы повышения квалификации на предмет Федерального государственного образовательного стандарта. Можно также каким-то образом присовокупить сюда мнение родителей об учителе. Учительских категорий, наверное, должно быть чуть больше, чем сейчас, чтобы градация по зарплате была шире».