Минпромторг обратился к производителям школьной формы с просьбой разработать для неё новый стандарт. Он будет добровольным, прежде всего потому, что понятие «школьная форма» должно закрепляться на законодательном уровне Министерством просвещения.
Что же будет в новом стандарте и зачем его решили ввести?
Сегодня никто не может дать чёткого определения, что же такое, и какой должна быть школьная форма. Не существует и правил её производства. И эта ситуация – странная: действительно, в этой одежде дети проводят ежедневно по нескольку часов, а значит, требования к ней просто обязаны высокими.
Но сегодня о форме говорится только в ФЗ «Об образовании», да и то в отношении цветовых решений и фасона. В ФЗ упоминается «одежда для обучающихся», и указывается, что каждая школа может самостоятельно устанавливать требования. А вот требования к её безопасности в законах не указаны. Именно этот пробел решили заполнить специалисты по школьной и фирменной одежде.
В стандарт должны войти не только параметры безопасности одежды, но и методики испытаний, которые будут проводиться для поверки соответствия стандарту.
Как сегодня оценивается школьная форма с точки зрения её безопасности
Качество форменной одежды сегодня оценивается по техническому регламенту ТС. Эксперт проекта «Наша Форма» утверждает, что в этом регламенте практически вся одежда для школьников оценивается как небезопасная. Здесь нужно пояснить. Одежда эта — не вредная, не опасная для здоровья, но изготовлена без каких-либо гарантий безопасности. Постоянное ношение одежды, выпускаемой в соответствии с техническим регламентом, действующим сегодня, не приведёт к каким—то неприятным последствиям, но нигде не сказано, как сделать такую одежду максимально безопасной и комфортной для постоянной носки. Эксперт напоминает, что во времена СССР, когда форма была обязательной для школьников, за качеством строго следили государственные органы. Форму шили специализированные комбинаты, и каждый этап контролировался на государственном уровне.
Сегодня же контроля практически нет. Производители могут закупить любую ткань, сшить одежду по любой технологии, на любом оборудовании, да ещё и прикрепить на неё любой ярлык.
Форма и качество
Летом 2016 года Роскачество проводило испытания качества комплектов одежды для учащихся школ. Исследование было самым крупным за всю историю таких исследований, инициатива о его проведении исходила от Минпромторга.
Исследовалась одежда, произведённая в РФ, Беларуси, Узбекистане, Китае, Италии, а также Марокко и Бангладеш. Испытания проходили брюки и рубашки для мальчиков.
Оказалось, что к качеству пошива нареканий практически нет, оно действительно высокое. А вот ткани оказались проблемными: 18% тканей, используемых для пошива формы, полностью соответствовали требованиям, имели хорошее качество и грамотно маркировались. Но 82% оставшихся — требованиям не соответствовали.
Основные нарушения – недостаточная гигроскопичность и воздухопроницаемость. Реальный состав тканей часто не соответствовал тому, что указано в маркировке.
Качественная одежда тоже имеется. Работает программа субсидирования российских производителей ткани, из которой шьётся одежда для школы. Таких тканей из шерсти и полушерсти в 2016 г. было произведено чуть более 1,5 млн. м. Из них было сшито 700 тыс. комплектов школьной формы высокого качества. В 2018 году знак качества (звезду) заслужил комплект формы из ткани российского производства.
Получается, что российские производители подтвердили своё умение изготавливать качественные ткани и шить из них качественную одежду для школы. Теперь производители собираются принять стандарт, не позволяющий одевать детей в некачественную продукцию.
В стандарте планируется прописать следующие требования:
• устойчивость ткани и готовой одежды к воздействию агрессивных сред, таких как пот, моющие и чистящие средства;
• нормы истираемости.
Тогда называть свою продукцию «школьной формой» смогут производители, укладывающиеся в новые стандарты. В министерстве промышленности и торговли подчеркнули дополнительно, что в новом стандарте пропишут параметры гигроскопичности и воздухопроницаемости, причём, как основной ткани, так и подкладки, а также прочностные характеристики материала. Стандарт будет утверждён на ограниченный короткий срок, чтобы уточнить и проверить нормы перед принятием ГОСТов.
Роскачество уже подготовило рекомендации по выбору школьной формы. В маркировке должна быть указана страна–производитель, состав, правила ухода за одеждой, дата выпуска. Обязательно указание того, что одежда предназначена «для детей» или «для подростков». Одних размеров в этом случае недостаточно, так как к взрослой одежде предъявляются не такие строгие требования.
Школьная форма должна быть разнообразной
В Госдуме же недавно была выдвинута инициатива о создании единого стандарта для школьной формы в целом, включая фасон и цветовую гамму. Сегодня школы самостоятельно устанавливают стандарты, и чаще всего выбирают не уникальные фасоны, а классические варианты, действующие в любом офисе – белый верх и чёрный низ. Покупать форму у конкретного производителя родители не обязаны. Джинсы в школах, как правило, под запретом, а остальные варианты родители выбирают по своему кошельку.
Сейчас в Госдуме предложили ввести в стандарт определённое разнообразие, чтобы дети могли выбирать из нескольких вариантов одежды наиболее подходящую. Координатор одного из проектов ОНФ относительно одежды для школьников, подчеркнула, что девочки – школьницы сами должны выбирать, носить в школу брюки, юбки, или платья.
Мнение родительского комитета сегодня учитывается в обязательно порядке. Почти 55% родителей считает что форма, дисциплинирует, в ней дети меньше отвлекаются от уроков. Почти 40% родителей считают, что школьная форма нивелирует разницу в доходах семьи. Идею обязательности школьной формы поддерживает 65% подростков.
Эксперт считает, что ГОСТ на школьную форму будет действовать в интересах детей и родителей. Естественно, при условии, что введение стандарта не приведёт к росту материальных затрат родителей.
Комментарий:
Тютькова Валентина Сергеевна, психолог: «Мне как психологу, да и любому преподавателю, удобнее, чтобы дети были в единой школьной форме. Потому что иначе дети отвлекаются: кто-то богаче, кто-то беднее, это создает почву для обсуждений, насмешек. Роскошная одежда — повод для того, чтобы слишком важничать. А если у семьи нет денег на роскошную одежду, то как быть? Унификация тут спасает от многих вещей. Единая школьная форма дисциплинирует: дети не отвлекаются по пустякам. Но важно также, чтобы форма была безопасной. Например, в ней должно быть комфортно, она не должна вызывать аллергию. Дети быстро двигаются, потеют, это тоже нужно учесть. От нее не должно быть неприятного запаха, она не должна линять. Она должна хорошо стираться, быстро гладиться, сохнуть и важно, чтобы пятна отстирывались. Важна прочность: чтобы она не рвалась при первом же использовании. В общем, чтобы в этой форме было удобно, комфортно.»