Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Задания ОГЭ изменятся полностью: каким же будет экзамен?

В Москве прошел очередной круглый стол, посвящённый нестандартным моделям ОГЭ. Особый акцент в экзаменационных программах делается на «системно-деятельностный подход». Что это такое? В обновлённой редакции программы учитывается такое определение, как «метапредметные результаты», то есть универсальные общие умения, которые должны применяться как при обучении предметам, так и в практических ситуациях.
Новые КИМы предполагается опубликовать. Сдавать ОГЭ придётся совсем по-другому. Вместе с привычными контрольными работами учащиеся будут ставить практические опыты, демонстрировать умение пользоваться лабораторными приборами.
Будущие изменения связаны с тем, что скоро 9-ый класс закончат подростки, учившиеся в школе по новым ФГОСам. Полученные знания им придётся показывать тоже по-другому.
Представитель ФИПИ рассказала журналистам, что основной упор будет сделан не на теоретические знания, определение понятий и описание фактов, а на умения полученные знания применить на практике. Ученикам придётся часть информации искать самостоятельно, объяснять, почему она применяется именно так, а не иначе.

Уже сегодня готовы КИМы для семи предметов

Цифровизация экономики требует как ИТ-специалистов с профильной квалификацией, так и пользователей, которые такими специалистами не являются, но при этом хорошо разбираются в основах технологий. Предполагается, что экзамен по информационным технологиям, хоть и будет решать те же задачи, что стояли перед ним раньше, будет проводиться полностью на компьютере.

люди1.jpg

А вот экзамен по истории, например, будет проходить полностью по-другому. Сейчас обучение истории постепенно переходит с концентрической модели, при которой в 10-ом и 11-ом классе исторические курсы, по сути, проходятся заново, на линейную.
Линейная модель – это непрерывное, без повторов, изучение исторических событий согласно их хронологии. Объёмы материала сократятся, так как придётся сдавать только темы, касающиеся событий до 1914 года. Но задания значительно усложнятся: в них придется не только дать определение историческому факту или назвать дату определённого события, но и логично объяснить его причины и выделить суть.
Вот пример. Есть историческая тема о начале реформ 1860 - 1870 гг. Сейчас требуется выбрать из четырёх вариантов ответа - один, правильным считается «поражение в Крымской войне». По обновлённым экзаменационным правилам придётся не только выбрать, но и аргументировано объяснить, почему речь идёт именно об этой причине.
Появятся и новые задания, включающие в себя работу с картой, формирование связного сквозного текста с использованием содержащихся в задании ключевых слов, работу с подлинными историческими текстовыми документами.
Если раньше в подобных заданиях нужно было только определить примерный год написания и автора текста, то скоро придётся анализировать сам текст и даже искать в нём ошибки и искажения фактов. В моделях ОГЭ приоритет будет отдан установлению причинно-следственных связей между явлениями, с помощью которых событие можно аргументировать. Об этом рассказал журналистам замглавы комиссии разработчиков материалов по истории.
Специалист комиссии по обществознанию подчеркнула, что важной задачей курса будет социализация учащегося. Речь идёт о знаниях, которые пригодятся в жизни, а на экзамене их потребуется продемонстрировать. Будут включены задания с творческим уклоном, принцип ответов на них будет следующим: не называть само явления, а демонстрировать понимание его смысла и логики. Впервые в экзаменационные билеты включат видеоряд. По фото учеников попросят рассказать, как они понимают понятия «трудовой коллектив», «семья». Впервые на экзаменах будут широко представлены опыты. Например, на экзамене по химии экзаменаторы выдадут пробирку с веществом, нужно будет определить его состав и рассказать, как протекали бы реакции, приведшие к такому результату. Полученная на уроках информация будет применяться к практическим задачам, кроме того, потребуется и доказать достоверность используемых фактов. Во многих заданиях предлагаются работы с контекстом. Вот, например, в химии, в одном случае о химическом элементе фторе во многих случаях говорится как о разрушителе, а в других, как о ценном компоненте в составе зубных паст. Предполагается, что подросток сможет определить, почему в зависимости от контекста понятие имеет различное значение.
На экзамене по физике появятся задачи на объяснение физических явлений и принципа действия бытовых приборов, например, энергосберегающих лампочек, микроволновок. 
В биологии появятся задачи на составление сбалансированного рациона, обязательно придётся использовать экологические подходы.
Понадобятся такие подходы и на уроках географии. В материалы экзамена включена работа с новостными сообщениями СМИ и интернет-порталов. Сотрудник ФИПИ подчеркнул, что новые задания позволят охарактеризовать особый вид грамотности ученика: умение охарактеризовать явление, отнести его к определённой пространственной структуре, а затем использовать полученные на этой основе сведения для решения практической жизненной задачи. Вот интересный вопрос о снижении уровня воды в Байкале. Ответ на него затронет целый ряд сопутствующих проблем, в том числе о регионах, которые этот вопрос затрагивает, и о том, как же поддержать уровень в неизменном состоянии. (Ответ: изменить порядок функционирования Иркутской ГЭС.)
Тот, кто не учился по новым стандартам, может решить, что задания слишком сложны. На самом деле это не так. Специалисты подчеркивают, что беспокоиться не стоит: по подобной программе школьники учились с самого начала - с первого класса.
Важно отметить, что больше не планируется делить ОГЭ на уровни типа базового и высокой сложности. Будет просто определено число баллов, которые нужно набрать для того, чтобы получить аттестат и уйти в колледж. Для того чтобы перейти в 10-ый класс, баллов потребуется больше. Определять, какие значения будут пороговыми, будут регионы.

Комментарий: 
Анна Петрова, репетитор: «Конечно, если школьник прилежно учится, читает дополнительную литературу — решать подобные задания ему будет не только по силам, но и приятно. Но многие современные школьники отказываются даже просто слушать учителя. У них нет интереса к учебе, поэтому они не могут рассмотреть проблему со всех сторон. Например, если школьнику на ОГЭ показать картину Авилова «Битва Пересвета с Челубеем». Это интересное задание. И спросить, к какой битве историки приурочивают противостояние Пересвета и Челубея. Это значит, что школьник должен запомнить эту картину из учебника или пособия. И он должен помнить название Куликовской битвы, суть противостояния. На первый взгляд, это не так сложно. Но у школьника ведь должен быть опыт сопоставления картинки и исторической ситуации. Такие упражнения необходимо давать в школе регулярно, чтобы навык выработался и сохранялся».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?