Сейчас даже странно подумать о том, что ещё не так давно слово «терроризм» считалось абсолютно неприменимым к обычной жизни, и уж тем более – к жизни детей. Однако сегодня террористическая угроза – это страшная реальность. Следовательно, нужно постоянно совершенствовать меры обеспечению защиты детей от этой опасности.
С 15 августа текущего года во всех образовательных заведениях страны устанавливаются новые требования по защите от терроризма.
В каждой школе и детском саду должна теперь иметься система передачи тревожных сообщений.
Если же пострадавших может оказаться много, более 100 человек, значит, в таком помещении должно быть обязательно установлено видеонаблюдение, должна работать охранная сигнализация, а на входе в школу должен быть оборудован пропускной пункт с металлоискателем.
Вступившие в силу правила распространяются на все объекты, находящиеся в ведомстве министерства просвещения. Это не только школы, но и все детские дошкольные учреждения, организации, оказывающие услуги доп. образования, детские лагеря.
Категории опасности
Здания будут разделены по категориям опасности. Причём, к каждой категории будут предъявляться свой набор требований.
4 категория – наиболее безопасная, в неё будут входить здания, в том случае, если в данном регионе последний год не было угрозы терактов. Если же террористический акт всё же был бы совершён, число пострадавших в здании этой категории не превысило бы 100 человек, а ущерб составил бы менее 15 млн. руб. В этом случае оценивается ущерб, причинённый не только самому зданию, то есть материальный, но и тот, который причиняется окружающей среде. 3-я категория – это здания, в которых при террористическом акте могут пострадать от 100 до 800 человек. Чтобы здание было отнесено к этой категории, в регионе за последний год должно быть не более 2 случаев обнаружения террористической угрозы. Возможный ущерб от террористического акта для этой категории зданий оценивается в 15 – 150 млн. руб.
На объектах, отнесённых ко 2-ой категории террористической опасности, может пострадать от 800 до 1100 человек, а ущерб может при этом составить от 150 млн. руб. до 300 млн. руб. На территории, где расположен такой объект, было совершенно, или же планировалось совершить 3 – 4 теракта.
Категория, подвергающаяся наибольшей опасности – первая. Это школы или другие образовательные учреждения, находящиеся в том субъекте РФ, где за последние 12 месяцев зафиксировано не менее 5 попыток совершить террористический акт, и по расчётам, пострадать от атаки террористов могут не менее 1100 человек.
Общий ущерб, включая ущерб для окружающей среды, составит при этом более 300 млн. руб.
Что должно быть сделано для предотвращения теракта на объекте
Независимо от того, к какой категории опасности относится здание. В нём должен быть организован пропускной режим. Территория должна находиться под охраной. Более того, вся территория должна быть оснащена системами оповещения о террористической угрозе и техническими системы охраны.
На территорию не должны допускаться посторонние лица. Должна вестись видеосъёмка, или быть установлены скрытые камеры наблюдения. Полученные данные должны анализироваться для выявления противоправных действий и выявления неизвестных лиц. Проблемные места в зданиях должны периодически проверяться. К таким местам относятся парковки, подвальные помещения, места расположения коммуникаций.
На объектах должны регулярно проводиться учения. Сотрудники охраны образовательных учреждений должны поддерживать связь с органами, отвечающими за безопасность. Если на территории образовательного учреждения есть арендаторы, необходимо регулярно проверять, как именно они используют арендованную площадь, и при обнаружении нецелевого использования сразу же разрывать договор аренды.
На объектах, относящихся к 4-ой категории, должна быть установлена система передачи тревожных сообщений, а вся их территория – иметь наружное освещение. Для третьей категории опасности необходимо добавить видеонаблюдение. На первом этаже таких объектов должен быть оборудован пункт охраны. Все входные группы должны при этом оснащаться КПП и металлоискателями.
Если объект отнесён ко второй категории, то ко всем указанным мерам добавляется система СКУД. Въезды на территорию охраняемого объекта должны быть оснащены воротами, створки которых жёстко фиксируются в положении «закрыто».
Объекты первой категории опасности должны оснащаться КПП и средствами, обеспечивающими снижение скорости, уже при въезде на территории объекта. Каждая школа и детский сад теперь будет иметь свой паспорт безопасности.
Как присвоить школе категорию? Для этого будет создаваться комиссия, определяющая степень угрозы. Она же определит проблемные участки на объекте. Эта же комиссия будет изменять присвоенные ранее категории, и определять, что следует сделать, чтобы увеличить защиту объекта от террористической угрозы. Также будут установлены сроки, в которые придётся уложиться, учитывая необходимые для этого затраты. В специальную комиссию войдут представители МЧС и Росгвардии, а также глава организации, являющейся правообладателем данного объекта. При необходимости к работе комиссии будут привлекаться эксперты.
Насколько оправданы такие меры?
О том, насколько нужны такие требования к безопасности образовательных учреждений, ёмко сказал эксперт, офицер. Он сравнил террористическую угрозу с пожарной.
Если есть угроза пожара, а она есть, значит, мы устанавливаем средства противопожарной защиты, а государство контролирует установку этих средств, вплоть до санкций за неисполнение. То же и в случае с террористической угрозой: она тоже есть. Принятые меры важны, но они не заменяют борьбу с терроризмом, выявление угроз на стадии замысла и подготовки к актам. Данные меры защищают только в момент реализации теракта.
Комментарий:
Злобина Дарья, учитель музыки в школе: "Читая статью невольно думаю не о безопасности детей. А о том, как директор на совещании озвучит какие меры должна предпринять, чтобы выполнить все указания. Какие средства и самое главное откуда возьмет школа?
Хочу ли я, чтобы мои дети были в безопасности? Нужны ли антитеррористические меры? Конечно. Но я не уверена, что все эти методы помогут. Камеры, металлоискатели. За ребенком в школу нельзя заходить. Двери во время школьного процесса закрыты. Конечно, мы все нуждаемся в защите. Есть ли какая-то альтернативы? Можно ли защитить нас по другому? Чтобы ни дети, ни мы, учителя, не чувствовали себя под надзором, с проверками сумок и портфелей? Я не уверена в эффективности этих методов. Может быть повторюсь, защита нам нужна. Но такая ли?"