Министерство просвещения приступило к разработке рекомендаций для учителей школ. Они касаются правил поведения в социальных сетях. Поднял этот вопрос в министерстве Андрей Емельянов, директор одного из департаментов Министерства.
Необходимость создания такого документа чиновники объясняют важностью формирования профессионального имиджа педагога, и в первую очередь в интернет-пространстве, поскольку коммуникации посредством интернета становятся всё более актуальными. Соответствующие рекомендации разрабатываются в сотрудничестве с профильным профсоюзом. Планируется, что уже к началу нового учебного года документ получат все школы России.
Рассказывая о новом проекте, Андрей Емельянов подчеркнул, что он не будет чем-то эксклюзивным, и практика рекомендаций относительно ведения социальных сетей широко распространена как у нас в стране, так и за рубежом, однако до сих пор не была всеохватывающей.
Строгие правила ведения блогов и страниц в соцсетях разработаны и действуют, например, в Ассоциации молодых директоров Москвы. Им следует администрация школ и педагоги, планирующие занять административные должности. Так, по правилам ассоциации, ведение своих страничек является обязанностью молодого директора. Посты в социальные сети должны выкладываться регулярно, одна треть контента должна быть посвящена работе школы или общим проблемам образования, ещё одна треть – работе администратора непосредственно в школе, и третья — контент, касающийся молодого директора как личности.
За рубежом, по информации Андрея Андреевича, большинство средних и высших учебных заведений разрабатывают собственный свод правил, которым обязаны следовать педагоги и учащиеся. Правила распространяются не только на социальные сети, но и на широкую линейку хостингов, приложений, других веб-ресурсов.
Необходимость создания подобных инструкций ещё раньше прокомментировал Максим Костенко, министр образования Алтая, после инцидента с учительницей, опубликовавший на странице соцсети свою фотографию в купальнике, и вынужденной уволиться после разгоревшегося в связи с этим скандала.
Депутат Дмитрий Свищев предложил не ограничиваться рекомендациями, а внести ряд новых пунктов в Кодекс профессиональной этики, и Ольга Васильева, министр образования, с ним согласилась, но добавила: говоря об особой миссии профессии, нельзя забывать о праве педагога на личную жизнь.
Как не «испортить отношения с профессией», мнения профессионалов
Ирина Волынец, председатель родительского комитета РФ, обсуждая с журналистами тему соцсетей, назвала педагогов «этическим компасом». И не только для учащихся, но и для всего общества в целом. Вот и сейчас, общественность, в основном в лице родителей, хочет, чтобы учителя были идеальными представителями профессии. Но учителя — это отражение нашего общества, с теми же самыми особенностями, что и все остальные. И если внедрять ориентиры и ограничения, то делать это надо очень аккуратно, иначе можно отвратить от профессии молодёжь и нарушить права учителей, уже давно работающих в системе образования. Когда они получали профессию и выбирали работу в школе, они не подписывали эти новые правила поведения, которые планируется ввести.
Ирина Волынец считает, что новые рекомендации должны предназначаться тем, кто только выбирает профессию. И многие молодые люди откажутся от неё из-за большого числа ограничений и требований. Хорошо бы сначала уведомить обо всех особенностях профессии учителя, а затем уже настаивать на выполнении правил. Есть и другое мнение: что современные учителя часто неграмотны в ведении соцсетей, и рекомендации будут как нельзя более уместны. От соцсетей есть не только польза, но и вред, и чтобы его уменьшить, нужно учить учителей пользоваться соцсетями. По мнению общественных деятелей, рекомендации будут полезны и представителям других профессий, но начинать работу следует именно с учителей.
Говорят директора московских школ
Как же должны вести себя в соцсетях педагоги, что они могут публиковать на своих страницах, и стоит ли вообще проявлять активность в сети, зная, что на тебя внимательно смотрят ученики и их родители?
Директор одной из школ считает, что соцсети давно уже «выросли» из площадок для общения в особое пространство. В нем человек не только самовыражается, но и самореализуется. Сама она, как директор и депутат городской думы, активно использует соцсети как площадку, с которой можно делиться информацией. Но о том, что здесь можно легко себя скомпрометировать, выложив какие-то неоднозначные семейные фото, видео, или тексты, она помнит постоянно. Имидж в сети формирует сам пользователь, а имидж директора школы, по мнению директора, это имидж всей системы образования. Директор школы, да и любой педагог – это публичный человек. И бездумное поведение одного может сильно осложнить жизнь всем. Вывод однозначен: руководитель школы не должен публиковать в соцсети всё то, что противоречит имиджу уважаемого человека.
Другой директор школы полагает, что аккаунты в соцсетях должны быть. Общение в соцсети – это общение с родителями, учителями, учащимися. Такой канал связи директор считает удобным и современным, не требующим предварительной записи на приём и долгого ожидания разговора. Соцсети дают возможность выразить позицию конкретной школы и вообще, сообщить много полезного и интересного. Но при этом при общении следует всегда оставаться в рамках профессиональной этики. Допустимо выкладывать и личную информацию, ставить смайлики, выражающие свои эмоции, или делать перепосты. А вот недостоверную информацию педагог размещать на своей странице категорически не должен.
Есть также мнение директоров, что разделять личную и профессиональную жизнь нельзя. Работа — это одна из частей жизни. Делая посты на страницах соцсетей, нужно просто задавать себе вопрос: для кого они. И сразу станет понятно, что страничку просматривают дети и их родители. Поэтому директор публикует только однозначную информацию без подтекстов.
Все приведённые высказывания работников образования звучат весьма взвешено. Социальные сети — это действительно хорошее подспорье в работе и возможность получить обратную связь на постоянной основе.
Важно только уметь реагировать на отклики и комментарии. А они далеко не всегда будут приятными, такая уж это особенность интернета: здесь любому говорят именно то, что о нём думают. И если именно такие выводы будут звучать в рекомендациях педагогам, они будут действительно полезными.
Комментарий:
Зубова Анна, преподаватель изобразительного искусства: «Я считаю, что правила поведения для учителей в соцсетях не нужны. Это их дискриминирует. Хотя, скорее всего, скоро это будут внедрять и всем остальным. Социальные сети должны оставаться личной жизнью и личным делом каждого человека. И хватит уже скрывать что-либо от наших детей, ничего не случится, если они увидят своего учителя в купальнике. Более того, интерес к обнаженному телу — это нормальная часть развития подростка. Скрывая такие фотографии, вы наоборот еще больше привлекаете к ним внимание. Запретный плод всегда сладок. Учителями должны оставаться свободные люди, которые не бояться самовыражаться. И этому же учить своих детей. Подобные запреты всегда создают лишь бунт и всеобщую неудовлетворенность. Дети должны знать, что их учат живые люди. Да и к тому же, при желании, свою страницу всегда можно скрыть. В этих правилах нет необходимости.»