Госдума предложила ввести в старшей школе уроки отцовства. Сделать депутаты предлагают для того, чтобы мальчики уже в школе понимали, что им предстоит, как будущим отцам. По мнению депутатов, такие уроки будут полезными и станут близки по сути к урокам профориентации. В рамках той же инициативы предложили приглашать в школу врачей, чтобы они вели с подростками беседы о проблемах, возникающих со здоровьем.
Нужно сразу сказать, что инициатива возникла не на пустом месте. Скорее, это ответ и дополнение инициативы, выдвинутой ранее. Предложение зам. председателя комитета по вопросам семьи заключалось во введении в учебных заведениях среднего звена уроков материнства, но не просто материнства, а раннего материнства. По мнению депутата, такие уроки помогут уменьшить количество матерей – одиночек, а также сократят число младенцев, оказывающихся в беби-боксах или вообще на помойках.
Так что предложение депутатов нужно рассматривать, скорее, как более расширенное предложение или как попытку перехватить инициативу.
Поддержка от институтов
Эксперты уже поддержали инициативу, назвав её правильной, но при этом добавили, что она нуждается в методическом наполнении. Требуются другие организационные формы, обычные уроки действовать не будут. Кроме того, речь на таких «уроках отцовства» должна вестись не о самом отцовстве, а о том, готовить к воспитанию детей уже в том возрасте, в котором человек начинает осознавать важность этой задачи.
Важность внесённой инициативы видится в угрозе феминизации мужчин в нашем обществе.
Основная проблема российской демографии и социума в целом: « проседание мужского начала». А проявляться такое мужское начало должно в ответственности и способности принимать решения.
Однако эксперт считает, что более приемлемой является внеклассная работа в этом направлении, а уроки вряд ли способны выполнить поставленную задачу.
Уроки отцовства - будет ли польза
Общественность отреагировала на инициативу депутата весьма прохладно, но связано это, скорее всего, с тем, что слишком много инициатив выливается на школу и её учебный процесс. У родителей и учителей уже возникли вопросы, ответы на которые не только пока не даны, но и вряд ли продумывались.
Будут ли новые уроки дополнением к уже имеющейся нагрузке старшеклассников, или уроки будут проходить за счёт уроков физики или литературы?
Кто по мысли инициаторов предложения будет преподавать курс отцовства? Может быть, следует подготовить кадры для ведения уроков, или поручить это дело учителям, у которых нагрузка и так немаленькая?
Есть ли мужчины в школе, готовые прочесть этот курс? Или уроки отцовства будут проводить женщины – учительницы? Допустим, в школе имеется, физрук или учитель ОБЖ. Как у них с опытом отцовства? Напомним, что депутату – инициатору предложения 28 лет.
Как будет «вытягивать» уроки администрация школ? Есть пример местной инициативы в Саратове.
Энтузиастами был создан продуманный цельный курс ЗОЖ, с уроками с первого по выпускной класс. Программа получила одобрение, но целиком внедрить её не получилось, поэтому из неё вырезали отдельные куски, и отдали их тем преподавателям, у которых не хватало на этот момент нагрузки. Естественно, хорошая программа не выдержала. Не ждут ли уроки отцовства та же участь?
Семейное воспитание в школе в 2019 г.
Инициатив, касающихся семейных ценностей, у законодательных органов и чиновников много, не отстаёт от них и РПЦ. Это и понятно, отодвинув воспитание и оставив только образовательные услуги, все мы видим некий вакуум на этом направлении, который люди, облеченные властью, пытаются заполнить. Инициативы рождаются постоянно.
В ноябре 2018 года проводился опрос ВЦИОМ о половом воспитании среди подростков. Введение таких уроков в школе поддерживает 60 процентов жителей нашей страны. Причём 21 процент поддерживает полностью, а 39 - поддерживает частично появление таких занятий. А вот с методической наполненностью всё намного сложнее. Лучшим способом полового воспитания большинство опрошенных считает тематические беседы с родителями. Вторую строчку рейтинга занимают беседы с врачами. Если в 2014 году книгам по половому и семейному просвещению доверяло только 18 % россиян, в прошлом году доверяющих стало больше – 26%.
А вот школьные курсы резко потеряли в доверии. Если ещё в 2014 году положительно к ним относились 40% опрошенных, то в 2018 – только 30%. Большинство опрошенных хотело бы, чтобы подросткам объяснили бы последствия и нравственную сторону сексуальных отношений, влияние добрачных связей на семейную жизнь, а также вопросы безопасности.
Таким образом, запросы на семейное и сексуальное воспитание, причём, идущие именно в связке, имеются.
Что касается предложений... В конце 2017 года в министерство просвещения, тогда ещё Минобрнауки, поступило обращение от инициативной группы родителей, предлагающих ввести в качестве обязательного урока в школьную программу курс.
Называется он «Нравственные основы семейной жизни». Курс предназначен для учащихся 10 и 11 класса и призван подготовить их к созданию многодетной крепкой семьи.
В мае 2018 года во все регионы России были разосланы методические рекомендации по проведению ещё одного нового курса с рабочим названием «основы семейного уклада».
Разработчики - Министерство образования и Национальная Родительская ассоциация. Как отдельный предмет курс внедрить не получилось, поэтому его разбили на отдельные темы – циклы: «Уроки семейной любви», «Подготовка к будущему родительству», и другие. Ассоциация победила в тендере и получила за разработку курса 6,7 млн. руб.
В дополнение к методикам ассоциация выпустила тематические буклеты и плакаты .
Во что выльются инициативы мы увидим уже скоро.
Комментарий:
Вертский Сергей, преподаватель: «На сегодняшний день непонятно, как будут готовиться преподаватели для курса отцовства. Можно предположить, что ими станут просто отставные военные, физруки. Но тогда это будет не совсем то, что нужно. Наверное, у людей на этой должности должно быть психологическое образование. Но необходимо ли, чтобы они были образцами для подражания? Или они будут просто читать лекционный материал?Отец как образец ни в каком законе нигде не описан. Можно думать, что образ идеального отца есть где-то в литературе. Но мне кажется, что у каждого он свой. Сложно сказать, будут ли на уроках обсуждать морально-этические или биологические проблемы. Понятно, что отец должен наставлять сына против хулиганства. А что если взгляды реального отца и учителя отцовства где-то разойдутся».