ЕГЭ — серьезное испытание. Важно пройти его с наименьшими потерями. Для этого существуют психологические тренинги.
Сергей Вострецов, депутат–единоросс, член комитета по труду и социальной политике, выдвинул новую инициативу: предложил проводить перед госэкзаменами психологические тренинги для учащихся. Депутат справедливо полагает, что экзамен – это значительная мобилизация ресурсов, и поэтому тренинг окажется к месту. На нём школьникам будут рассказывать о том, что экзамен – не жизненный итог, а точка отсчёта, и его при желании и необходимости можно пересдать. Кроме непосредственной психологической помощи тренинг станет и элементом воспитательной работы. По мнению депутата, такая разъяснительная работа будет полезна перед экзаменами.
СМИ, информирующие об инициативе депутата, связывают её с инцидентом, произошедшим в апреле в Якутске. Там перед экзаменом несколько девятиклассников попали в больницу, приняв сильнодействующее медицинское средство за антидепрессант. Администрация школы приняла решение провести у тех классов, которым предстоят экзамены, специальные тренинги по снятию психологической напряженности.
Нужно признать, что идея не нова, но вот на уровне Госдумы звучит впервые. На самом деле, психологические тренинги, в том числе и бесплатные, проводят многие специализированные организации, в том числе и по просьбе администраций школ. Основная профильная организация в Москве, например, это ГППЦ https://gppc.ru/info/edu/, отделения которого есть в каждом округе.
ОГЭ и ЕГЭ как факторы повышенного риска психологической нагрузки
Центр защиты прав и интересов детей, подведомственный Минпросвещению, разработал специальный сценарий для учителей, призывающий провести тематические родительские собрания по профилактике самоубийств. Так вот, одним из прямо названных суицидальных факторов авторы сценария назвали экзамены - ОГЭ и ЕГЭ. Целью собрания названо повышение компетентности родителей выпускников при росте психологической нагрузки перед экзаменами.
ОГЭ и тем более ЕГЭ провоцирует повышенную тревожность, стресс, часто перетекающие в депрессию. По мнению специалистов, перфекционизм родителей, повышенные требования к ребёнку способствуют тому, что экзамены воспринимаются как слишком сложные препятствия и провоцируют суицидальные настроения.
Всё это прямо указывается в методических разработках, рекомендованных для проведения тематического собрания, никакого преувеличения здесь нет.
Педагоги оценили полученный сценарий как излишне драматизированный. Так директор одной известной школы , подтвердил что получил такой сценарий, но считает, что необходимости в мероприятиях такого плана нет. В школе, где он работает директором, никогда не было попыток самоубийств или других неприятных ситуаций, связанных с экзаменами. Причинами суицидов подростков Евгений Шоломович назвал личные и семейные драмы.
Также он назвал и классические способы сбросить психологическое напряжение, отметив, что в его школе старшие классы как раз сейчас активно готовятся к капустнику. Он состоится на школьном выпускном.
Не подтверждает связь количества детских суицидов со временем проведения экзаменов и ЕМИСС. Да, в мае самоубийств традиционно на 20% больше, чем в другие месяцы, но абсолютно во всех возрастных категориях, а не только у сдающих экзамены подростков.
Что может дать психологический тренинг
Очень обидно из-за приступа паники получить на экзамене балл намного ниже, чем заслуживаешь. От излишней тревожности мог бы помочь тренинг — теоретическое или практическое занятие, позволяющее справиться с беспокойством, лучше понять себя, изменить отношение к экзамену. Стандартный тренинг проводится в небольшой группе, считается, что это более эффективно, чем индивидуальное занятие, так как в коллективе легче применить полученные знания, проиграть разные стили поведения и возможные реакции на события. Основная задача тренинга — помочь ребёнку понять, что он хорошо подготовлен, и вполне способен сдать так, как позволяет его уровень знаний.
А если приложить дополнительные усилия и сконцентрироваться, то подготовиться и сдать - ещё лучше. Обычно на тренингах учат оправданно и разумно распределять время, чтобы хватало и на учёбу, и на другие необходимые дела.
Психика подростка становится мобильнее и гибче, появляется навык быстрого переключения, концентрации внимания на конкретной задаче без отвлечения на помехи.
Психологические тренинги могли бы быть полезны не только выпускникам, но и родителям, ведь ОГЭ и ЕГЭ – испытания для всех членов семьи, так как в стрессе пребывают все, и от правильного поведения родителей зависит оптимизм и психологический настрой ребёнка.
Опытные специалисты помогут поддержать ученика, снизить тревожность и напряжение, обеспечить максимально комфортные условия для продуктивной подготовки.
Психологические тренинги научат верить: родителей – в своего ребёнка, а его самого - в себя.
Главный смысл такой веры: если бояться возможной неудачи, легко наделать случайных ошибок.
Учителя, или Когда психологический тренинг не помогает
Психологическая поддержка перед экзаменами - дело очень важное, и инициативу депутата можно только приветствовать.
Однако, насколько она, тем более разовая, окажется действенной, если на школьников будет оказываться давление со стороны учителей? Ведь именно в школе и запугивают предстоящими сложностями, твердя постоянно, начиная с начала старшей школы, что от ЕГЭ зависит вся их будущая жизнь. Естественно, такие слова являются стресс-фактором и лишь демотивируют.
А происходит такое потому, что учителя и сами очень боятся экзаменов. Если кто-то из учеников не наберёт проходной балл, у учителя будут большие неприятности, вплоть до урезания зарплаты, а повлиять на некоторых подростков с плохим характером может не каждый педагог, вот и приходится прибегать к методам, которые можно назвать только агрессивными. Да и запугать родителей учителю намного проще. Тогда родители начнут больше требовать от детей, нанимать репетиторов. И ответственность при этом ляжет на них, а на учителя - лишь в меньшей степени.
То, что учителя подвергают учеников стрессу в сложный для них период, говорит об их недостаточной компетенции. А решать этот вопрос должна вся система образования в целом.
Получается, что тренинги не избавят от стресса, если его подпитывает именно школа? Необходимы более глубокие внутришкольные изменения, в результате которых подростки поняли бы, что недостаточно высокий балл – это не клеймо неудачника? Только тогда, наверное, страхи можно будет перенаправлять в мотивацию, значительно снижая уровень стресса?
Комментарий:
Михайличенко Диана, преподаватель:
«Я считаю, что психологические тренинги для детей нужны. Такая практика должна быть обязательной частью подготовки к ЕГЭ. В самом лучшем случае, чтоб их проводили студенты, подростки, которые не намного старше детей, но которые уже через это прошли. Разница в возрасте пусть будет небольшой, чтоб не было напряжения и дети понимали, что это такие же подростки, как и они.
Подросткам, которые проводят тренинги, стоит объяснить, что ЕГЭ, это всего лишь экзамен. Да, это важно, но не самое важное в жизни. Результаты ЕГЭ не поменяют отношение родителей или родных, детей будут любить, как прежде. Тренинги должны сделать процесс сдачи ЕГЭ обычным днем. Хорошо, если это будут душевные беседы со старшими наставниками, где каждый выговорится и посмеяться. Также обязательна поддержка учащихся , у которых результаты не очень положительные. Работа с такими детьми требует особого внимания. Покажите варианты, чем заняться после школы. Ещё лучше аргументируйте это конкретными примерами, может, по возможности, даже пригласить людей поделиться опытом.
ЕГЭ - всего лишь экзамен. Не сдача - не конец жизни».