Концепция «Каждый важен», в которой рассматривается проблема буллинга в школах, была представлена на суд общественности. Создатели её — Общероссийский Профсоюз образования и центр, занимающийся психологией и педагогикой толерантности.
В основе концепции — уже опробованные и инновационные разработки, а также учебные методики для преподавателей. Основные темы методик — травля (буллинг) и детская агрессия.
По мнению авторов концепции, буллинг сегодня стал одной из ключевых проблем в школах. И далеко не только российских. Международные исследования показывают, что с запугиванием и издевательствами в различной форме сталкивалось более 20% детей. И почти четверть – хоть раз, но становилась агрессором.
Центр толерантности уже более 5 лет создаёт кейсы антибуллинговых занятий. Директор организации, утверждает, что их применение востребовано и приводит к положительным изменениям в коллективах, где они апробируются.
В качестве примера автор концепции приводит проект Центра «Форум-театр». Спектакль «Травля» - интерактивное действо, в котором зрители выступают в роли режиссёров и актёров, решая сложные ситуации, связанные с буллингом в классе.
Новая комплексная программа станет, по мнению его авторов, не только уникальным, но и системным продуктом.
Что включает в себя антибуллинговая программа
В неё входит серия профилактических занятий – классов для детей разного возраста. Предполагается, что часть из них будет проводиться непосредственно в Центре , а часть – в школах.
Педагогам будут предложены курсы повышения квалификации, основной темой которых будет профилактика буллинга в школе. Несколько кейсов будет разработано специально для родителей.
Пилотные занятия прошли в центре. Были опробованы на практике модули для двух возрастных категорий: 5 – 7 класс; и 8 – 11 класс.
Формат занятий – интерактивный. Дети экспериментируют, рассуждают, интерпретируют собственный опыт при поисках ответов. В кейсах — игровые видеоролики, позволяющие детям посмотреть на проблему со стороны.
Анализируя пробный этап внедрения концепции, эксперты дополнят программу. А уже в сентябре будут созданы курсы для педагогов. Информация для родителей появится в начала 2020 года. Тогда же преподаватели получат методические рекомендации для проведения тематических родительских собраний. Программа создавалась для школ, но является при этом и системным продуктом, предназначенным всем участвующим в образовательном процессе. Специалисты утверждают, что продукт находится на финальной стадии разработки.
Зачем внедрять антибуллинговые программы
На сайте мэра Москвы размещено обращение инициативной группы с просьбой о поддержке таких программ в любом формате. Педагоги не должны бояться обсуждать эту тему, а родители должны знать, куда можно обратиться, если потребуется помощь.
Дети не должны оставаться без помощи при встрече с буллингом, который травмирует психику. История сына Натальи Цымбаленко, входящей в инициативную группу, нашла широкий отклик у общественности, что стало доказательством необходимости системной борьбы с травлей.
Программы антибуллинга предметно разработаны в польских школах. На протяжении всего учебного года в них проводятся тематические занятия, на которых дети и педагоги разбирают случаи травли, реально произошедшие. И пытаются найти возможные пути предотвращения на ранних этапах. Возможно, стоит использовать этот опыт.
Вероятно, нужно создавать горячие линии, на которых можно будет получить консультацию и поддержку.
Необходимы также методики мониторинга школьной среды на примере её безопасности и комфортности.
На основе зарубежного опыта можно утверждать, что программы реально заработали, когда получили официальную поддержку, начались разработки антибуллинговых программ, общих для всех общеобразовательных заведений. Действенные результаты стал приносить мониторинг психологического комфорта, он стал обязательной частью комплексных проверок.
Авторы обращения просят москвичей поддержать инициативу.
Альтернативное мнение
Не все работающие в образовательной сфере считают удачным внедрение в школах программ, не только мало опробованных, но и не до конца доработанных. И объясняют свой скептицизм в первую очередь недоверием.
Пока непонятно, что точно в нее войдет. Тема это деликатная. Случаи буллинга взорвали медиапространство не один десяток раз. Есть украинский опыт: там принят закон о буллинге и недавно оштрафовали ученика, который «буллил» учителя.
В России для решения такого рода проблем привлекают инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, психологов, социальных педагогов, медиаторов, юристов. Однако все не так гладко: обидчики так просто не сдаются и не признают свою вину, а свидетели отказываются от своих слов. Доказать факты насилия помогают видеокамеры, расположенные в образовательных учреждениях и на прилегающих территориях.
Антибуллинговая программа находится на финальной стадии
Один из разработчиков пообещал, что 8 интерактивных подпрограмм будут скоро полностью готовы. В них будут входить учебные пособия, фильмы, мультимедийные файлы. Педагоги получат комплект « под ключ» и смогут применять методики во время классных часов или во внеурочное время.
В содержании кейсов, предназначенных школьникам, основной акцент сделан на нравственные ценности – сочувствие и сопереживание. На основе примера из жизни будет выработана поведенческая модель, которую впоследствии ребёнок сможет использовать как опору поведения. То же можно сказать про родителей и педагогов, они тоже получат рекомендации по каждой рассматриваемой в кейсе ситуации.
Замглавы Профсоюза образования, рассказывая о внедрении антибуллинговой программы, добавил, что профсоюз заинтересован в двух целях. Первая – умение педагогов самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями и знать, как решать и реагировать при столкновении с актами насилия. А вторая – выработка действующего механизма защиты педагогов, если акты насилия направлены на них самих.
Комментарий:Ильина Анжелика, преподаватель английского:
«Я считаю, что проблема буллинга в наше время остается все такой же актуальной. В последнее время в нашей стране можно было наблюдать несколько несчастных случаев, связанных с последствиями буллинга в школе. По моему мнению, в учебных заведениях необходимо вводить мероприятия по профилактике и борьбе с этой угрозой, поскольку на данный момент этой темой владеют не многие и она не столь широко внедрена в массы. Я уверена, что антибуллинговые правила способны предотвратить или хотя бы сократить явления буллинга среди молодежи, поскольку уже собрано достаточно данных для грамотной работы с жертвами и обидчиком. Необходимо создать и внедрить грамотный алгоритм и принципы работы с проблемой буллинга. Психика детей особенно в подростковом возрасте настолько уязвима, что порой даже неосторожно оброненное слово со стороны учителя или одноклассника сильно ранит его, а что же может произойти с подростком, если он станет жертвой жесточайшего явления в наши дни - буллинга? Мне страшно представить, а что, если такое случится с вашим ребенком?»