Министерство просвещения вместе с МВД увеличит количество тем, касающихся безопасности дорожного движения. Такое поручение дало министерствам Правительство, и выполнить его необходимо до апреля 2020 года. На заседании правительственной комиссии, посвященной вопросам защиты детей от аварий на дорогах, было решено внести дополнения во ФГОСы и образовательные программы. Ещё больше о правилах дорожного движения будут говорить теперь в процессе Социально-коммуникативного развития учащихся, а также на предметах «Окружающий мир», «ОБЖ», «Технология». Причём в предмет «Технология» будет внедрён новый модуль «Автодело».
Изменение работы с детьми потребует и изменения обучения педагогов. В педагогических вузах, вполне возможно, также будет введен новый модуль для учителей, преподающих указанные предметы.
Изменения коснутся также и итогового контроля в школе.
Что говорилось на заседании правительственной комиссии
С докладом выступал начальник ГИБДД, замглавы правительства Самарской области, Вице-губернаторы Свердловской области и Краснодарского края. Все чиновники говорили о работе по снижению уровня травматизма детей на дорогах. Если за период с 2012 по 2018 год число ДТП с участием детей серьезно сократилось (на 4,5%), то в 2019 году число аварий с участием детей выросло на 1,2%.
А количество пострадавших детей увеличилось на 1,6%.
Правительство обратило особое внимание на увеличение числа ДТП и рекомендовало главам региональных правительств взять ситуацию под личный контроль. Министерству просвещения же предписано помимо внесения изменений во ФГОСы и школьные дисциплины, предусмотреть регулярное проведение минуток безопасности на тему правил ДД. Овладение знаниями и компетенциями на указанную тему будет контролироваться различными формами итоговых проверок для образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования.
Что говорят эксперты
Некоторые эксперты считают, что родители способны дать детям только самое элементарное, касающееся ПДД: рассказать, как перейти дорогу, как реагировать на различные сигналы светофора. Да и сами родители не слишком уверенно разбираются в ПДД и часто прививают ребёнку навыки, которые только повышают риск попасть в ДТП. Обучением правилам должны заниматься владеющие методиками педагоги. Учитель знает, как методически правильно построить урок или пятиминутку, определит задачи, которые нужно на нём отработать, смоделирует опасные ситуации, привлекая детей, и подведёт итоги. Мультимедийные системы могут быть использованы тоже только в школе. Более того, сегодня во многих школах имеются специальные площадки для изучения ПДД.
Как считают одни эксперты, такие занятия нужно проводить во всех образовательных организациях и не создавать при этом зависимость необходимости занятий от социального статуса семьи. Более того, на детей из благополучных семей нужно обратить особое внимание, так как именно из материально обеспеченных семей вырастают авто хамы и так называемые «мажоры», демонстративно игнорирующие правила.
Другие эксперты уверены, что имеющегося количества часов на изучение и отработку правил ДД явно недостаточно. А главное, что занятия не завершаются итоговым контролем: нет ни итогового занятия, ни зачёта.
Чтобы изучение правил безопасности на дорогах было более продуктивно, нужно провести соответствующие исследования. Работать должны как специалисты в автообразовании, так и учителя. При этом нужно проследить, чтобы внедрение новых часов и тем изучения правил не привело бы к значительному увеличению нагрузки.
Есть мнение, что расширение тематики занятий приведёт к значительному снижению травматизма, но и к появлению в будущем более ответственных пешеходов, водителей, участников дорожного движения. Новые темы хорошо бы адресовать детям постарше, которые чувствуют в этом возрасте, что им всё уже по плечу.
Никто из родителей не учит ребёнка, например, езде на велосипеде по оживлённой дороге, или тому, как проезжать по пешеходному переходу. Родители с большей долей вероятности будут учить, что по дороге ездить нельзя. ПДД, по мнению экспертов, следует изучать только в рамках тем других образовательных предметов: обществоведения или ОБЖ. Можно дополнительно вводить особые наглядные задачи про движение: скорости, остановки. И изучать их на уроках математики или физики. Главное, чтобы учителя могли показывать наглядные следствия и выводы из таких задач детям. Эксперты полагают, что количество изучаемых тем по безопасности движения и сегодня адекватно нагрузке, так что увеличение количества приведёт к негативному восприятию важных уроков.
По их мнению, процесс обучения правилам движения уже и сейчас построен грамотно. ПДД начинают изучать в детском саду ещё в игровой форме. В это время до ребёнка можно донести основные правила. В школе занятия продолжаются, на них приглашаются сотрудники ГИБДД, и это тоже правильно: человек в форме интересен школьникам, и может грамотно и профессионально привить правила.
Расширить изучение есть смысл только в том случае, если это будет нужно самим обучающимся: например, модуль «Автодело» в рамках предмета «Технология». Сегодня родители, у которых имеется такая возможность, покупают своему ребёнку права вместе с дорогим автомобилем. А сами абитуриенты после школы пытаются сдать на права там, где самые низкие цены. Уровень преподавания в них невысокий, практически они тоже занимаются продажей прав, только в несколько завуалированной форме. Таким образом, участниками дорожного движения становится неподготовленные люди.
Эксперты считают, что рассказывать о ПДД в школе нужно методично и постоянно, привлекая волонтёров представителей ГИБДД. А в старших классах нужно прививать навыки вождения вместе с углубленными занятиями. По мнению некоторых экспертов, нам следует начать развивать практику обучения вождению уже с 14 лет, как это делают во многих развитых западных странах.
Комментарий: Черешнева Ольга, психолог:
«В школе, в которой я работаю сейчас, нет отдельного урока, где обучают правилам дорожного движения. И очень жаль, так как количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей огромное, не всегда конечно это вина ребёнка, но если бы знаний было больше, шанс избежать аварии точно бы вырос.
На родительских собраниях регулярно возникает вопрос о необходимости детям на постоянной основе добавлять эту информацию в рамках классных часов или отдельным уроком.
И я считаю, что некоторые классные руководители, посвящая отдельный урок этой теме, поступают правильно. Учителям ОБЖ, на мой взгляд, в программу надо добавить не только основы, но и более глубокое изучение правил. В старших классах это пригодится и для собственной безопасности, и для получения водительского удостоверения в будущем.
Очень хочется, чтобы учителя уделяли этой теме особое внимание не просто для галочки, а понимая всю свою ответственность, ведь именно школа поддерживает в сознании учащихся правила поведения на дороге и не только.
К сожалению, неоднократно слышала, как учителя говорят, что не хотят тратить на это время, так как раньше такого обучения не было. В корне не согласна с этим, количество автомобилей на дорогах за последние годы выросло практически в 2 раза».