Предполагается, что через пять-шесть лет в российских университетах будут широко представлены программы прикладного бакалавриата. Студенты, обучающиеся по такой системе, будут работать с высокими технологиями. Предполагается, что по таким программам будет учиться до трети студентов. В программах предполагается совместное преподавание как вузовских профессоров, так и специалистов научных центров и крупных промышленных компаний.
Вписали в цифровую экономику
Почему этому вопросу уделяется повышенное внимание, чем отличается прикладной бакалавриат от обычного и что входит в понятие «высокие технологии»?
Всё, что связано с цифровой экономикой, сегодня находится под особым контролем государства. Приоритетным это направление является для министерства образования. Так в школьную программу собираются вводить элементы робототехники: это станет подготовкой школьников к освоению новых профессий будущего. Высокие технологии постепенно становятся приоритетными и для абитуриентов, сегодня по своей популярности они уже сравнялись с экономическими и юридическими специальностями.
Есть эксперты, которые считают, что мы стоим на пороге Четвёртой промышленной революции (или Индустрия 4.0), и уже спустя несколько лет каждый школьник и студент будет знать кибер язык и, может быть, не один.
Суть же прикладного бакалавриата – сделать неуниверситетское образование более престижным, поднять его статус путем приравнивания некоторых специальностей, которым сейчас обучают в колледжах, к высшему образованию.
Необходимость такого приравнивания образно поясняет Игорь Реморенко, ректор МПГУ: Возьмём, к примеру, сталевара. Раньше рабочий ходил возле плавильной печи, отбирая специальной ложкой пробы горячего металла, а теперь сидит за компьютерным пультом управления, и регулирует процесс выплавки посредством высоких технологий.
Концепция ПБ разработана в ФИРО. Студенты - выпускники будут иметь квалификацию, соответствующую 6-му уровню в рамке квалификаций, их можно будет считать уникальными работниками на существующем сегодня рынке труда.
Задача ПБ
Ни для кого не секрет, что требования, которые работодатель сегодня предъявляет к персоналу, продолжают расти. Вчерашний студент, и сегодняшний специалист обязан уметь работать с высокотехнологичным оборудованием, читать чертежи и инструкции на нескольких языках, быть «на ты» современными системами.
В основу ПБ закладываются программы как среднего, так и высшего ПО, в них оптимально сочетается теоретическое обучение на серьёзном уровне, так и уверенное владение рабочими навыками непосредственно на производственном участке. Объём практик в программы обучения с учётом лабораторных работ, производственной и учебной практики, должен составлять 50%, и более времени, которое отводится на обучение в целом. Задача, которую должен решить ПБ - получение студентом целостного комплекта знаний, умений и навыков с тем, чтобы он сразу же мог квалифицированно работать по своей специальности.
Получается, что, ПБ - обучение, в котором основа (базовая часть) точно такая же, как в стандартном, или академическом бакалавриате. Дополнительная же часть ориентируется на практику, и предусматривает получение квалификации.
Что в этом случае понимается под высокими технологиями?
Высокие технологии» («Hi-Tech») стали сегодня модным термином, но трактовать его можно в очень широких пределах.
Отличие высоких технологий от «обычных» в том, что они нуждаются в привлечении научных и материальных, инженерных и технических ресурсов. Сегодня этим термином принято охватывать всё особо сложное, включая атомную промышленность, генную инженерию, ракетостроение, и многое другое, требующее для своей разработки усилий учёных, и инженеров. Но более правильно использовать термин в информационно-цифровом аспекте, и относить к высоким технологиям такие их виды:
· нанотехнологии. Разработки на молекулярном и атомарном уровне. Сегодня в компьютерных процессорах есть элементы в 50 нм, а скоро появятся детали ещё меньших размеров;
· беспроводные технологии. Использование радиоволн, мобильная связь и подобное;
· ПО, касающееся разработки искусственного интеллекта;
· системы безопасности, включающие в себя сенсоры, комплексные системы с разнообразными датчиками, биометрию;
· навигационные технологии. Спутники и наземные навигаторы, и прежде всего – GPS и ГЛОНАСС;
· технологии так называемого двойного назначения, они используются как в мирных, так и в оборонных целях.
Положительные аспекты ПБ
1. По окончании обучения студент идёт работать. Опыт совместной деятельности с коллегами, выполняющими те же задачи, расширяет его профессиональный кругозор и опыт. При необходимости получения более углублённых знаний студент может продолжать обучение, и получить степень магистра. Такое модульное обучение сегодня широко распространено в европейских странах.
2. Студент - выпускник имеет прикладную квалификацию. Сегодня работодатели считают этот факт очень важным.
3. Сама программа, как факт, делает систему ВО гибче.
Однако программа имеет не только заметные плюсы, но и сложности. Прежде всего, работать она сможет только в том случае, если будет присутствовать конкретный работодатель, имеющий желание и возможности принимать участие в обучении и подготовке будущих специалистов. Кроме того, вуз, обучающий по этой программе, должен иметь и соответствующую материальную базу, с помощью которой она могла бы реализовываться. Сюда надо отнести и базу практик на предприятиях, с учебными пособиями, компьютерным обеспечением, тренажерами. Сегодняшние колледжи не обладают такими возможностями, хотя и направлены на обучение на практике, однако таких возможностей нет и у вузов Должен быть разработан механизм трудоустройства таких студентов, а результаты освоения программы должны не только уточняться, но и постоянно обновляться.
Комментарий: Вильсон Александр Львович, Президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов РФ:
«Тема не новая. На самом деле о цифровой экономике говорят сегодня все. Хотя понимают часто по-своему. У нас в стране очень большой разрыв между условным «сколково» и реальным производством. Технологическое отставание от развитых стран во многих областях ужасающее. За 25 лет не удалось выстроить современное производство. Мы потеряли целые базовые отрасли, например «станкостроение». Сегодня под новым соусом мы хотим возродить понятие «мастер», потерянное звено между инженером и рабочим. Современные мастера на западе владеют рабочей специальностью, вычислительной техникой и современной организацией труда. Я видел из окна отеля во Франции, как рабочий (мастер) управлял огромным 40 метровым подъёмным краном с помощью переносного пульта с джостиком, сидя на складном стуле на земле. Когда нужно, он подходил к рабочим, открывал чертежи, и давал соответствующие команды. У нас переизбыток средних юристов и экономистов. Нужны прорабы производства. И пусть это будет прикладное высшее образование, производственный бакалавриат, можно называть как угодно, но путь в «смарт общество» лежит через симбиоз практических компетенций, сдобренных владением современными информационными навыками и необходимой теоретической подготовкой. Но начинать надо в первую очередь не столько с подготовки специалистов, сколько с модернизации производства. Для этого нужны современные технологии и финансовые ресурсы. Китайцы открыли страну Западу для создания современного производства, представив дешёвую рабочую силу, заинтересованную в результате и повышении квалификации. Западным фирмам обеспечили небывалые льготы и преференции. Отсутствие коррупции и врождённое трудолюбие дали результат. За 20 лет китайцы научились на практике использовать передовые технологии и подготовили своих специалистов, владеющих знаниями по созданию автоматизированных интеллектуальных производств. Можно повторять их путь. Можно искать свой. Но жизнь показывает, что в большинстве случаев изобретать велосипед не эффективно. Прикладной бакалавриат необходим, но это может быть только одним звеном в необходимой цепи задач по модернизации страны».