ЕГЭ по литературе 2020: ФИПИ, критерии, задания
ЕГЭ по литературе − экзамен по выбору. Сдавать его нужно не всем, а только тем, кто собирается поступать на специальности, связанные с литературой. Для получения максимального балла нужно хорошо подготовиться.
А стоит ли сдавать литературу? Выбирают этот экзамен немногие, например, в 2019 году её сдавало 67,5 тысяч выпускников. Средний бал составил 63,4, что не так много, но всё же больше, чем в два предыдущих года.
Тем, кто выбирает эти направления для дальнейшей учебы, без литературы не обойтись:
- филология, в том числе переводчик;
- журналистика, все её категории;
- театральное искусство, хореография;
- специальности, связанные с кино – продюсеры, режиссёры, операторы.
Чтобы сдать экзамен успешно, нужно знать требования к ЕГЭ, основательно изучить тексты рекомендованных авторов и произведений из составленного ФИПИ обязательного списка, и уметь последовательно излагать логичные аргументы в сочинении. Важно иметь в виду, что пользоваться текстом, критическими статьями, другими источниками на этом экзамене нельзя.

Будут ли нововведения
Какие нововведения ждут выпускников на ЕГЭ по литературе в 2020 году?
Можно не волноваться: практически ничего нового в этом году не будет. Актуальными останутся требования, действующие в 2019 году: 17 заданий, за которые максимально можно получить 58 баллов, что составляет 100 баллов в образовательном сертификате.
Минимально нужно получить 32 балла.
Общее время выполнения экзаменационной работы – 3 часа 55 минут.
Структура
КИМ по литературе состоят из двух блоков.
В первом будет 16 заданий, из них 12 имеют базовый уровень сложности, а 4 – повышенный.
Первый комплекс из 9 заданий — это работа с произведением драматического, лироэпического и эпического формата. На 7 заданий требуется дать ответ, выбрав его из указанного перечня, а ещё на 2 - развёрнутый.
Во второй комплекс входят 7 заданий, в них потребуется знание отрывка из лирического произведения. На 5 заданий нужно дать также краткий ответ, а ещё на два — развёрнутый.
Специалисты рекомендуют выделить на ответы из первого блока половину, или чуть меньше, времени, отведённого на экзамен. В блок включены задания из каждого раздела курса литературы, изучаемые в школе, они разбиты по временным периодам, начиная с древнерусской литературы и заканчивая произведениями конца 30-го и начала 21 века.
Второй блок экзамена считается блоком повышенной сложности. Здесь требуется предоставить экзаменаторам развёрнутое сочинение. Требуется полноформатное сочинение на одну из указанных четырёх тем.
Как оцениваются задания
За каждое задание базовой сложности экзаменующийся получает по одному баллу.
За задания под номерами 8 и 15 максимально можно получить 6 баллов, оцениваются они по следующим критериям:
- ответ должен соответствовать заданию;
- аргументировать ответ следует с привлечением текста произведения;
- аргументы должны быть логичными, а в ответе должны соблюдаться речевые нормы.
За задания под номерами 9 и 16 можно получить до 10 баллов. Критериев оценки здесь больше:
- необходимо сопоставление с текстом первого и второго произведения;
- аргументировать свою позицию нужно с привлечением текста из произведений;
- cоблюдать логичность изложения аргументов, и речевые нормы.
За сочинение можно получить 14 баллов максимально. Сначала оценивается количество слов, рекомендуемый объём — примерно 200 - 250 слов. Если их окажется меньше 150, сочинение будет считаться несданным, и дальше оцениваться не будет. Остальные критерии:
- должна быть раскрыта тема;
- в аргументации нужно использовать текст анализируемого литературного произведения;
- обязательно опираться на теоретические литературные понятия;
- в работе должна быть соблюдена композиционная цельность, логичность, речевые нормы.
Важно! Если эксперты решат, что тема сочинения не раскрыта, и поставят за этот пункт 0 баллов, сочинение будет считаться ненаписанным.
Главные секреты подготовки к экзамену
Систематизировать подготовку удобно с помощью кодификатора, в нём есть весь список произведений, встречающих на экзамене. Это важно: если произведения не указано в кодификаторе, значит, его не будет и в заданиях.
Но при желании в качестве аргумента в развёрнутом ответе можно привести пример из произведения не из списка.
Чтобы быстро и правильно ответить на краткие вопросы, необходимо хорошо выучить список произведений по жанрам, с точным указанием названия и автора. Все произведения в прозе необходимо разделить на три части.
1. Ещё не прочитанные. Их нужно прочитать как можно быстрее. Затем, после полного текста рекомендуется прочитать краткое содержание, затем критику и анализ текста.
2. Прочитанные, но плохо отложившиеся в памяти. Полный текст нужно хотя бы просмотреть ещё раз, а краткое содержание и анализ – более внимательно освежить в памяти.
3. Хорошо запомнившиеся произведения следует обязательно повторить с использованием краткого содержания. Это оптимизирует запомнившуюся информацию.
Стихи требуют другого подхода. Читать нужно все указанные стихотворения одного автора подряд. По 2-3 из них нужно выучить наизусть. Выбирать при этом следует стихотворения на различные темы.
Литература – экзамен, подготовиться к которому вполне возможно и самостоятельно, так как главное для получения высокого балла — хорошее знакомство с первоисточниками, аналитикой, критическими статьями. В написании сочинения понадобится помощь специалиста.
На этапе подготовки к сочинению помощь окажут карточки, картинки, схемы, облегчающие запоминание, заготовки аргументов, шаблоны готовых сочинений.
Необходимо изучить термины, использующиеся в литературоведении, а также уметь соотносить содержание произведения с исторической обстановкой времени их написания, и социально-культурными нормами. Это значит, нужно уделить внимание и истории.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ, требуется умение грамотно распределить время. Отвечая на тестовые задания, следует начинать с понятных, ответы на которые не вызывают затруднений, и потратить на ответы не более 1,5 часа. Затем следует переходить к сочинению, на него обычно достаточно двух часов. После самопроверки сочинения имеет смысл вернуться к тем тестовым заданиям, которые оказались сложными, и постараться подумать над ними ещё раз.
Комментарий: Никулина Татьяна, учитель русского языка и литературы, педагог – психолог:
««Быть иль не быть? Вот в чем вопрос». Я считаю, что эти строки из «Гамлета» прекрасно подходят к разговору о плюсах и минусах ЕГЭ по литературе. И однозначного ответа «за» или «против» на самом деле найти не получится.
Я не могу не поставить под сомнение избитое мнение многих учеников и родителей, что ЕГЭ не выявляет знаний по предмету и губит творческую индивидуальность учащегося. Нет, на мой взгляд, в ЕГЭ не все так плохо. Мне нравятся подобранные для рассуждения темы сочинений, они как раз задают такой формат оценивания, при котором учащиеся могут раскрыть себя с разных сторон. Сейчас ,спустя годы, можно говорить и о повышении корректности многих заданий, но хотелось бы, чтобы уровень примитивизма был полностью сведен на нет.
Получается, что экзамен по литературе – это своего рода такая игра, где тебе либо повезет, либо нет. Я сейчас про тестовую часть, потому как к ней больше всего претензий у учителей. На самом деле, можно не читать глобальные произведения программы и умудриться успешно пройти тестирование. Есть даже такой эксперимент. Его проводили некоторые учителя со своими ребятами: отвечать на вопросы теста перед тем, как прочитать программное произведение. И что я хочу сказать, были такие варианты у ЕГЭ, где знание деталей сюжета было лишним.
Больше всего смущает то, какую задачу перед собой ставить учителю литературы: изучать с учащимися предмет или готовить их к экзамену? Здесь возникает довольно жесткое разногласие, потому как если изучать предмет, то можно уделить максимум внимания на каждом уроке именно пониманию и восприятию произведения. Ну, а если выполнять задачу успешной сдачи ЕГЭ, то тут больше по верхушкам приходится проходить, и все гнать, гнать и гнать детей к заучиванию деталей.
Поэтому, быть иль не быть ЕГЭ по литературе? Получается, что быть. А насколько это все хорошо и правильно с точки зрения образования, - вопрос риторический.»