Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Федеральный перечень учебников обновлен

В федеральном перечне учебников, по которым могут вести уроки учителя – предметники, произошли значительные изменения. Несмотря на то, что новая учебная литература появляется каждый год, в рекомендованные к изучению списки попадут не все. Сначала компетентная комиссия проверит издание: насколько оно соответствует ФГОС и программе по предмету. Затем уточнит, соответствует ли материал, в нём изложенный, особенностям той возрастной группы, для которых он предназначен. А также насколько удачное в нём соотношение теории и практики. И только потом лучшие варианты учебников включаются в ФПУ.

Изменения в структуре

Сегодня список учебник стал ощутимо меньше. В прошлом варианте список превышал 1700 книг, сейчас в нём осталось 1555. задач и уменьшить список любой ценой не стояло. Некоторые учебники отозвали редакции, так как им понадобилась доработка, например, добавление новых актуальных материалов. Другие получили отрицательные отзывы от учителей и родителей.
уч222.jpg
Если ранее в списке было три категории, то теперь осталось только две. Первая - это учебники из обязательной программы и издания на родных языках народов России. Во второй части находятся книги для той части школьной программы, которая к обязательной не относится, и каждая школа или колледж выбирает разделы для неё самостоятельно. Например, сюда входят пособия по шахматам, искусству, методические рекомендации для детей-мигрантов. Новый перечень будет оставаться актуальным пять лет, а затем ему снова понадобится пересмотр. Раньше временные рамки не указывались. В перечне учебников добавились новые сведения. Например, указание языка, на котором издан учебник, а также возможность использовать издание для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности.
Планируя свою работу с детьми, учителя могут ориентироваться на учебники из нового списка, но актуальными остается и материал из списка, принятого в прошлом году. Учебные заведения могут использовать учебную литературу, которую закупили до того как был утверждён новый перечень, ещё три года. Но только ту, что уже закуплена.
Учебники в федеральном списке, как раньше, разделены по возрастным категориям: для 1 - 4 кл., 5 – 9, 10 – 11 кл., и адаптированные издания.
Что изменилось в списке для младшей школы
Здесь много авторов, поэтому педагогам будет несложно выбрать наиболее подходящий вариант, тем более, что почти все учебники представлены именно линейкой: для 1-го, 2-го, и следующих классов, это даёт возможность использовать принцип преемственности. Если педагог выбирает одну линейку, младшеклассникам будет намного проще адаптироваться к обучению в новом году, Так как линейки оформлены в единой стилистике, детям уже знакомы визуальные ряды.

Что нового в списке для средней школы

В ФПУ представлены новые и давно знакомые учителям издания. Все они красочно и ярко оформлены; материал в них расположен удобно; в немалом количестве присутствует интерактивная поддержка.
Педагоги, дети и родители одобряют разделение изданий на несколько частей, это позволяет сильно не нагружать портфель ребёнка.

Список для старшей школы

Здесь есть учебники базового и углублённого уровня, по содержанию значительно различается. Кроме основных предметов школьной программы представлены и другие книги, из которых педагоги могут выбирать наиболее интересные для них курсы.
В списке региональных пособий представлены материалы по изучению языков народов России: тувинского, вепсского; карельского; чеченского.

Какие издания вернулись в перечень

Снова вошли в список 117 изданий «Российского учебника». Это книги таких известных редакций, как «Астрель», «ДРОФА». Например, учебники для средней и старшей школы по английскому языку «Rainbow English». Вернулась в перечень линейка «Роза ветров» - учебник географии для 5 - 9 классов, «Литературное чтение» для младших школьников», «Музыка» и «Изобразительное искусство» для младшей и средней школы.

Новые линейки 

В ФПУ включены 66 изданий корпорации «Российский учебник».
Например:
• А.Г. Мерзляк «Алгебра» и «Геометрия» для 10 и 11 класса с базовым и углублённым уровнем изучения.
• В.В. Пасечник «Биология», вся линейка для 5 – 9 классов.
• А.Н. Архангельский «Литература», линейка для средней школы.
• В.А. Тишков «История России» для средней и старшей школы.
Появились новые рекомендации по информатике, технологии, и многие другие. Новые формы и сроки действий экспертных заключений будут утверждаться Минпросвещением. Также министерство будет определять срок действия исключенных из перечня экземпляров. Пока школы могут ими пользоваться, но когда действие экспертного заключения закончится, издательство должно подать учебник на повторную экспертизу. Если оно этого не сделает, книги будут списаны.

Зачем нужны перечни

Перечни нужны для того, чтобы задавать преподавателям ориентиры на согласованные издания. Ведь напечатать книгу сегодня не так сложно. Но преподаватель не всегда может определить, насколько она качественная, соответствует ли ее содержание научным знаниям, в правильной ли последовательности изложен материал, не включен ли в него какой-то опасный контент для определенного возраста. Включенность книги в ФПИ позволяет отмести многие вопросы.
Однако это не значит, что у учителя нет выбора. Обычно по одному предмету есть несколько вариантов, которые можно обсудить с методистом.

Комментарий: Елена Васильевна, школьный библиотекарь: «На первый взгляд кажется, что проблем с учебниками не возникает. Но представьте себе: в школе был учитель, который работал по одному учебнику. А 1 сентября пришел новый учитель и разработал учебную программу по новому учебнику, которого в школе может не быть в достаточном количестве. Мы заказали новые учебники, а в это время в школу приняли новых учеников, на которых изданий опять не хватает. Мы заказали еще, а тут выяснилось, что кто-то потерял учебники, и преподаватель просит оставить несколько книг в классе. А потом еще оказалось, что изменился ФПИ и в перечень уже не входят имеющиеся у нас издания. И вот такая чехарда начинается. И не знаешь точно, сколько пособий нужно, а с запасом их хранить негде и никто не оставляет. Вот что делать в такой ситуации? Идеально, если бы часть учебников была в электронном виде, чтобы в классе были для их демонстрации электронные книги, но это дополнительные средства. Получается, что на уроке несколько человек могут оказаться без нужных им изданий, и преподаватель вроде как не виноват, но и школа ничем помочь не может. Когда школа будет полностью цифровизирована, проблема с отсутствием или недостатком учебников отпадет. Мониторы для демонстрации учебников должны быть цветными, чтобы нормально отображались сохраненные в цвете диаграммы, иллюстрации. Требования к самим учебникам тоже надо ужесточить, так как детям нужна игра, геймификация, и издания должны подавать материал в интересной форме».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?