Штрафы, ответственность за оскорбление учителей, педагогов в России

Как получилось, что в новостях об образовании стали встречаться слова, да что там слова, даже события, которые уместны только в криминальных сводках? И как мирная профессия школьного преподавателя стала одной из самых опасных? Одновременно с размышлениями о причинах метаморфоз требуется принимать срочные меры, чтобы остановить насилие. И они принимаются.

Новые законопроекты

Профсоюз работников образования внёс на рассмотрение законодательных органов законопроект, цель которого — заставить родителей ответить за то, что ребёнок оскорбляет словами, а иногда и действиями, издевается над учителем. Предложения в законопроекте следующие: за оскорбление педагога – штраф до 3 тысяч рублей, а за нападение — до 5 тысяч. Если доказано, что причина отвратительно поведения школьника в том, что родители не исполняют свои в обязанности по воспитанию должным образом, штраф увеличивается. Если же на учителя совершено нападение с насильственными действиями, административная ответственность сменяется уголовной.
Уход педагога из профессии, его профессиональное выгорание, стали массовыми явлениями, ведь статистика свидетельствует, что более двух третей учителей подвергались травле, а то и прямому насилию от учеников.
Способы противостоять такому положению вещей в принципе имеются, но они непоследовательны и не до конца продуманы. Авторы законопроекта прекрасно понимают, что ужесточение ответственности со стороны школьника и его родителей, будут неоднозначно восприняты в обществе. Тем не менее, они нужны, и нужны срочно. По мнению Михаила Авдеенко, зампреда профсоюза образования, такие меры станут дополнительным правовым механизмом.
Но сможет ли такое нововведение изменить текущее положение вещей?
Насколько действенной мерой окажутся штрафы?

травля1.jpg

Эффективный механизм

Профсоюз полагает, что механизм воздействия будет эффективным. Пусть он и не может применяться как единственно возможный, но наверняка изменит сложившуюся ситуацию.
Вместе с административными мерами следует решать и задачу возвращения социального статуса педагога. В Госдуме по инициативе «Учительской газеты» обсуждается ещё один законопроект, защищающий педагогический состав. Его предварительное наименование «О статусе педагогов». Туда войдут льготы для педагогов, способствующие повышению престижности учительского труда.
Соответствующий Комитет в Госдуме уже отчитывается про большое количество предложений, поступающих в адрес Комитета.
К системным мерам следует отнести:
  1. нормы нагрузки;
  2. возможность для учителя отдавать собственного ребёнка учиться в ту школу, где трудится он сам;
  3. четко структурировать систему оценки квалификации, на которую сегодня множество нареканий;
  4. медицинскую и реабилитационную помощь для преподавателей;
  5. чётко прописанный механизм разрешения конфликтов в школе.

Так как же всё-таки разрешать конфликты между учителем и учеником?

В школах проблему пытаются решить «на техническом уровне», и устанавливают повсюду видеокамеры. Директора школ рассказывают, что видеокамеры установлены не только в кабинетах, но даже в спортзалах.
Ничего принципиально нового в видеокамерах нет. За рубежом в этом плане пошли ещё дальше, например, у английских учителей принято носить мобильные видеорегистраторы. Не слишком весело хамить учителю, зная, что ведётся запись, которую затем можно предъявить в полиции. Англичане утверждают, что поведение школьников значительно улучшилось. Впрочем, с видеорегистраторами всё очень неоднозначно. С одной стороны, он поможет оценить конфликт, а значит, и разрешить его будет проще. Но он же лишает преподавателя личного пространства: всё время быть под наблюдением – не радужная перспектива.

Возможны ли взвешенные решения?

«Учительская газета» провела круглый стол, на котором педагоги пришли к однозначному выводу: каждое решение в рамках законов о статусе учителя и ответственности за применение насилия должно быть взвешенным. На круглом столе приводились результаты родительских опросов. Почти 41 процент принимающих в них участие говорит, что главной причиной конфликтов является сам преподаватель, точнее стиль его общения с ребёнком. А почти 30% родителей называют и более конкретную причину: проблемы во взаимоотношениях ребёнка и классно руководителя.
Но вот член экспертного родительского совета при московском департаменте негативно отзывается об инициативе введения штрафов. По её мнению, оскорбить преподавателя позволяют себе подростки из неблагополучных малообеспеченных семей, у которых нет денег на штрафы. Или наоборот, дети богатых родителей, так называемые мажоры, чувствующие себя безнаказанными, они не станут переживать из-за "копеечных" для них штрафов.
А есть другая группа школьников, конфликт с которыми инициировал педагог своим поведением и своей систематической травлей. Как оценивать, насколько оскорбительным было поведение обеих сторон конфликта? Как доказать то, что на него взрослый человек оказывал психологическое давление?
Решать такие вопросы в суде? Не такое простое решение у этого вопроса. Что же делать? Наладить возможность адекватно и быстро проводить профилактику правонарушений.
Сегодня выгнать из школы даже злостного хулигана — невозможно. Можно только сделать выговор и поставить на учёт в комиссии. На урок же не пускать такого ученика нельзя, это нарушение закона.
Здесь есть противоречие, которое нужно решать, и срочно.
В законодательстве сегодня есть много способов давления на учителя, а вот на ученика повлиять невозможно, и уже сам этот факт провоцирует школьников, знающих, что они останутся безнаказанными практически при любом оскорблении педагога. Под статьи УК и АК многие дети не попадают по возрасту, спецшколы для «трудных детей» недоступны.
Хочется надеяться, что новые законы переменят ситуацию к лучшему и останутся лишь декларацией.
Но насколько штрафы будут эффективными, можно будет судить только через некоторое время.

Комментарий: Татьяна Батырева, учитель английского языка:
«Во-первых, я считаю, что должен существовать закон, защищающий учителей от агрессивных учеников. Должна быть система штрафов родителей, как официальных представителей несовершеннолетних детей. Именно родители в ответе за своих детей, все основы поведения воспитания закладываются в семье. Ведь большинство родителей позволяют себе пренебрежительные высказывания в адрес учителя в присутствии ребёнка, бросают такие слова как "училка". И ребёнок, естественно, подражая взрослым, начинает пренебрежительно, и даже агрессивно себя вести. Но мы так же знаем, что к сожалению, есть учителя, которые "получают порцию агрессии" в ответ на грубое, уничижительное отношение в адрес ученика. Чтобы отслеживать такие случаи, когда учитель говорит одно, а ученик совсем другое, необходимо во всех школах, кабинетах установить видеонаблюдение. 
Во-вторых, нужно развивать психологическую службу в школах. Провести социальную работу, чтобы дети не боялись, не стеснялись обращаться к школьным психологам, а их родители не считали отклонением от нормы общение со специалистом».
Поделиться: