Новые правила Роспотребнадзора для школ и детсадов
Прочесть новые правила Роспотребнадзора для школ и детсадов нужно будет всем, кто задействован в деле воспитания и образования молодежи. Полное название документа - «СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Его можно найти в правовых системах. О чем в нем идет речь?
Вопрос о санитарно -эпидемиологическом состоянии учебных и воспитательных учреждений является очень важным. В большинстве своем учителя и персонал не могут самостоятельно, без соответствующих документов удостовериться в удовлетворительном состоянии условий пребывания несовершеннолетних, если у них нет таких навыков. На сегодняшний день требования соединены воедино и удобны для использования.

Правила касаются, например, проведения всех видов ремонтных работ. Сейчас в присутствии детей они не допускается. Регламентировано, что на объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов. Это значит, что сотрудники организаций должны более детально следить за чистотой и порядком. Как и раньше, если дети находятся на мероприятии больше четырех часов, то у них должна быть возможность поесть горячую еду.
На территории заведения, где находятся дети, молодежь, не должны находиться магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, а также сети инженерно-технического обеспечения, если они нужны для того, чтобы обогревать населенные пункты.
Предусмотрено, что учреждения должны располагаться в районе пятисот метров от жилых зданий, а если речь идет о плотной застройке — то восьмисот метров.
Если организация занимается сиротами или теми, кто остался без попечения родителей, то расстояние до школы должно быть до 1 км.
Детей можно подвозить на транспорте до учреждений. Расстояние от жилого здания до того места, где дети собираются на остановке, должно быть не более пятисот метров. В районах Крайнего Севера нужна надежная ветро- и снегозащита.
Вся территория должна быть огорожена забором и зелеными насаждениями, хорошо освещаться. Примерно половина земли вокруг учреждения должна быть засажена цветами, деревьями, кустарниками, причем ничего ядовитого расти не должно.
Инвентарь на спортивных и игровых площадках должны быть выполнен из полимеров или или натуральных материалов, которые не должны нанести детям вред, то есть безопасность конструкций подтверждена документально. Если площадка сырая после дождя, снега, других осадков или на ней есть дефекты, то спортивные и развлекательные занятия на ней не проводятся. Нужно предусмотреть отвод поверхностных вод с ровных мест, чтобы вода на них не застаивалась, и мусорную площадку с закрывающимися контейнерами.
Располагать на таких территориях объекты, которые не имеют прямого отношения к образовательной, воспитательной деятельности нельзя. Там нужно регулярно уничтожать грызунов, клещей. Площадка должна быть удобна для пользования людям с ограниченными возможностями. Переходы между зданиями в холодное время должны быть отапливаемыми. В подвалах можно размещать только вспомогательные помещения, при этом они должны быть сухими, без плесени. Определено количество и предназначение помещений. Могут быть и многофункциональные помещения, которые трансформируются в зависимости от необходимости: актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории.
Подробно регламентируется последовательность технологических процессов при приготовлении пищи. Блюда можно готовить строго по рецептурным картам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Чтобы в холодное время года в здании было комфортно, нужно оборудовать тамбуры и воздушно-тепловые завесы. Мебель должна соответствовать росту, возрасту обучающихся, иметь цветовую маркировку. Ближе к доске стоят маленькие столы, а дальше — большие. Детей рассаживают в зависимости от того, какие у них есть особенности роста, слуха, зрения, здоровья. Используются различные виды мебели, в том числе многофункциональная, трансформируемая. Если в помещении идет учебный процесс, то в нем не должны стоять табуретки и скамейки. Если мебель покупается вновь, то она должна иметь документы об оценке соответствия требованиям закона к подобной продукции, а ее покрытие должно быть устойчиво к влаге, не иметь дефектов, легко мыться и дезинфицироваться. А если мебель предназначена для лиц с ограниченными возможностями, то она должна быть приспособлена к их особенностям.
Особые требования есть к интерактивным доскам. Все зоны на ней должны быть доступны, и к любой ее части должно быть возможно подойти, чтобы воспользоваться ею по назначению. Требуется, чтобы она располагалась по центру, ее поверхность была матовой, не слепила. А если на доске пишут мелом, то должно быть антибликовое покрытие, а маркер контрастен к цвету доски. Все электрические приборы должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Есть требования к электронным устройствам. Минимум диагонали для монитора персонального компьютера и ноутбука - 39,6 см, а у планшета - 26,6 см. Если в организации есть мониторы на основе электронно-лучевых трубок, то их использование не допускается.
Строго перечислены помещения, которые должны использоваться при изготовлении еды подрастающему поколению. Это помещение для загрузки, полуфабрикатов, холодный, мясо-рыбный и горячий цеха, моечные для столовой посуды и посуды из кухни, кладовки и склады, в том числе с холодильниками.
Если речь идет о буфете, то могут быть также предусмотрены помещения для хранения контейнеров, термосов, тары. Все, что контактирует с пищей, должно соответствовать гигиеническим нормативам. Можно использовать одноразовую столовую посуду и приборы, а если нужно раздавать порционные блюда — то посуду с мерными метками. Посуда не должна быть повреждена, холодильники должны быть исправны.
Подробнее обо всех правилах можно узнать из документа «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», который есть в свободном доступе.
Комментарий:
Елена Евгеньевна, учитель географии: «Все воспринимают школу как место для получения знаний. Однако у нее много задач, и одна из основных — это чтобы пребывание молодежи было комфортным и безопасным. Сотни диссертаций написаны на эту тему. Проблематику разрабатывают научно-исследовательские институты. Результатом этой деятельности становятся своды правил — как вот и новые санитарно-эпидемиологические требования. Они ценны тем, что в них детально прописаны условия пребывания молодежи, приготовления и употребления пищи, обучения и прочие. Тут излагаются требования к помещениям, бумажным и электронным носителям, интерьерам и экстерьерам, окружающей обстановке. Есть четкие указания о том, как действовать, чтобы соответствовать стандартам. Некоторые правила действовали и до сих пор, а некоторые так сформулированы впервые. Нужно только, чтобы в досуговых и образовательных учреждениях были все условия для соблюдения этих правил».