Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Как и где пройти студенческую практику по закону

Госдума приняла законопроект о студенческой практике как форме совершенствования подготовки студентов.
Проект был разработан ещё более года назад как более современная интерпретация ФЗ «Об образовании». Цель законопроекта — изменить и дополнить правовое регулирование организаций, в обязанности которых входит организация студенческой практики.
В новом документе вводится такое понятие, как практическая подготовка. Кроме того, в законопроекте говорится о реализации различных, не обязательно практических, образовательных программ в сетевой форме.
В новом документе Минпросвещению передаются полномочия разработки и утверждения положений о прохождении производственной практики обучающимися, получающими среднее основное и среднее профессиональное образование.
Положения о практике студентов вузов теперь будет утверждать Минобрнауки.
Разработчики законопроекта пояснили, что требования рынка труда меняются динамично, поэтому в последнее время к подготовке выпускников любых образовательных учреждений предъявляются всё более высокие требования именно в практической части.
Ранее правительство поддержало законопроект, но высказало ряд замечаний.
Так правительством было указано, что в новом документе должна определяться и закрепляться ответственность учреждения (в котором обучающиеся проходят практику) за здоровье и жизнь студентов.
Ещё одно замечание касалось прохождения практики студентами высших и средних учебных заведений медицинского и фармацевтического профиля. Для них предписано было сохранить те особенности её прохождения, которые используются сегодня.

Практика сегодня

Практика — обязательное мероприятие любого учебного плана, поэтому её необходимость — основа рабочей деятельности студента. Сегодня такой этап обучения осуществляется вне стен образовательного учреждения, а на базе организаций и предприятий, соответствующих специальности, которую приобретает студент. Учебный процесс переносится в условия, в полной мере соответствующие последующей трудовой деятельности. Место и организацию, где студент будет проходить практику, устанавливает учебное учреждение, однако обучающийся сегодня имеет право и самостоятельно подбирать организацию, которая будет осуществлять практическую подготовку.

ks2.jpg

В зависимости от курса обучения практическая подготовка делится на несколько видов.
  • Ознакомительная, в ней участвуют студенты младших курсов. Участия в производственном процессе обучающиеся не принимают, лишь наблюдают за его особенностями.
  • Технологическая практика (практическая подготовка) включает в себя активное участие в производственной деятельности под руководством наставника или руководителя практики.
  • Преддипломная практика проводится для студентов старших курсов, после завершения освоения ими теоретической части образовательной программы. Данный вид практической подготовки является одновременно и этапом написания дипломной работы.
Период практической подготовки составляет обычно от 2 до 4 недель и включается в учебное время. Организацией практической подготовки сегодня занимаются образовательные учреждения.
Руководители учебных отделов разрабатывают программы для каждого профиля. После этого отбираются базовые предприятия, и с ними заключаются договоры о прохождении практической подготовки. После распределения обучающихся по предприятиям, руководитель практики составляет задания для группы или индивидуально для каждого студента.
Если обучающийся сам выбирает предприятие для прохождения практической подготовки, это предприятие направляет в образовательное учреждение письмо – гарантию, где подтверждает, что обеспечит выполнение практической подготовки в установленный учебным заведением срок. Обычно студенты выполняют функции дублёров, но в некоторых случаях их могут зачислить в штат, если имеются соответствующие вакансии.

Новые правила организации практики

В соответствии с положениями нового законопроекта, практика будет осуществляться по сетевой форме. Это значит, что реализация любой учебной программы даст студентам возможность использовать ресурсы не только своего учебного учреждения, но и нескольких других, также осуществляющих учебную деятельность в различных форматах. В той же степени это относится к организациям из других регионов, или зарубежных учреждений образования. При необходимости могут быть использованы и ресурсы предприятий другого профиля: научных, медицинских, спортивных. То есть любых, имеющих ресурс для организации любого вида практики, учебной или производственной.
Сетевая форма организуется в рамках договора между ними. Чтобы реализовать организацию учебной деятельности такого формата, несколько учреждений могут совместно разрабатывать и утверждать программы обучения.
В новом законопроекте устанавливается порядок использования имущества предприятий, на которых студенты будут проходить производственную практику.
Коррективы также вносятся в формы договоров между предприятиями и образовательными учреждениями. Теперь вуз или техникум может направить студента даже в другой регион с целью прохождения производственной практики или изучения спецкурса.
Студент получит соответствующие знания и отметку, которая позже будет учтена в его дипломе. Представитель Минобрнауки подчеркнула, что развиваемая сетевая форма подготовки студентов может иметь различные форматы, например: вуз – школа, вуз — предприятие и многие другие. Таким образом, новый законопроект сформирует единый подход к организации практической подготовки.
Один из авторов назвал законопроект полезным, так как с его помощью можно лучше адаптировать обучающихся к будущей профессии. Сегодня техникумы и вузы обеспечивают студентам теоретические знания в достаточных размерах, но информация эта, как считают авторы законопроекта, очень быстро устаревает, особенно в таких областях, как ИТ, нанотехнологии. Практика же позволяет заложить определённую базу, и студент понимает, с чем конкретно ему придётся работать после окончания обучения.

Комментарий:
Ткач София, бакалавр по специальности “технологические машины и оборудование”, Оренбургский государственный университет, факультет прикладной биотехнологии и инженерии. «Каждый год после летней сессии у нас был практика. Она особенно важна для моей специальности, т.к. в дальнейшем моя работа будет заключаться в работе с оборудованием. Для этого понадобится и практика, и навыки, и опыт. Первая практика была, как и у всех, вводная. К сожалению было скучно, потому что нам просто показали на комбикормовом заводе некоторые цеха и из-за громкого шума ничего не было слышно, запомнить что-то было невозможно. В дальнейшем практика была уже интереснее. Помимо летней практики мы несколько раз от университета направлялись на различные цеха и предприятия. Например: пивоваренный завод, кондитерский цех, мясоперерабатывающее предприятие и т. п. На 4 курсе университета я пошла на практику в селекционно-гибридный центр. И после этой практики я поняла, что лучше опыта ничего не существует. Плюс ко всему практика была оплачиваемая. Мое личное мнение: нужно увеличивать срок практики и искать предприятия, готовые взять студентов хотя бы на минимальный оклад».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?