Арт-терапия в работе с детьми и подростками
Арт-терапия — популярное направление психотерапии, в основе которого лежит работа с искусством. От обычного создания произведений, относящихся к творчеству, она отличается наличием психологического осмысления: ребенок и взрослый не просто творят, но потом и пытаются понять, что ими двигало и как это может повлиять на их дальнейшую жизнь. Основоположником этого направления является Адриан Хилл, который помогал больным туберкулезом. Арт-терапия применяется в проработке страхов, неврозов, неуверенности в себе. Среди методик выделяются: рисование, глинотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и пр.
Зачастую под арт-терапией подразумевают рисование. Арт-терапевт предлагает своему подопечному нарисовать: произвольный рисунок, или свое настроение, или конкретный объект — дом, семью, животное и пр. При этом оценивается: тематика композиции, сила нажатия карандаша или кисти, использование цветов, расположение объектов на картинке, их компоновка. От обычного урока творчества данный вид терапии отличается тем, что тут не только создается предмет искусства, но и идет попытка интерпретировать его. В частности, арт-терапевт задает вопросы ученику: что ты хотел сказать этим рисунком, почему тот или иной объект имеет такие черты или такой цвет и т.д. При этом преподаватель спрашивает только в том случае, если это может иметь иметь положительные последствия: ученики не всегда готовы говорить на личные темы с первого раза. Предполагается, что в рисунке автор выражает свои желания, в том числе подавленные, тревогу, тоску, отчаяние, гнев и другие чувства. Разговор о рисунке может способствовать тому, что учение вентилирует свои чувства, более осознанно относится к своему поведению. Беседа помогает создать комфортные доверительные между учеником и педагогом. Говоря о созданном арт-объекте, учитель может рассказывать и о своих чувствах, чем стимулирует осознание чувств учеником. Дома арт-терапия могут продолжить с ребенком родители. Близко к этому методу стоит мандала-терапия. Мандала — это древний способ изображения картины мира в геометрической форме. Чаще мандалы бывают круглые, но случаются и иные фигуры в их основе. Геометризация пространства упорядочивает его. Ученик может как нарисовать мандалу с нуля, так и раскрасить ее. Подбор цветов и порядок их использования очень многозначен.

Песочная терапия — заключается в построении различных композиций на песке с участием искусственных объектов или с участием собственно песчинок. Песок — благодатный для занятий материал, так как он стимулирует нервные окончания на руках и позволяет моделировать ситуации. Начать можно с того, чтобы просто поводить руками по песку, вспомнить, на что это похоже. Приятные ощущения от соприкосновения с песком введут в расслабленное состояние. Затем можно использовать мелкие игрушки (например, солдатики или фигурки из «киндер-сюрприза»). Например, предложить ученику выбрать среди игрушек те, которые ему больше всего нравятся, разместить их на песке. Пусть игрушки олицетворяют конкретных людей, а их расположение на песке - какую-то конкретную ситуацию. Погружая игрушки в песок глубже или ближе к поверхности, мы показываем, что тот или иной человек может быть для нас более или менее значим или что он может более или менее явно проявлять свою сущность (быть более или менее скрытными).
Глинотерапия и пластилинотерапия (лепка из этих материалов) хорошо снимает признаки депрессии, усталости. Разминая в руках упругий, но податливый материал, человек воздействует на нервные окончания конечностей и «разгружает» мозг. Пытаясь создать при этом эстетический объект из глины, пластилина или аналогичного материала, человек убеждается в своих творческих способностях, поднимает самооценку. Когда, к примеру, ученик лепит тело существа, он одновременно работает над принятием своего собственного тела. Когда ученик лепит группу персонажей, он прорабатывает свою социализацию и продумывает улучшение взаимодействия с реальными людьми.
Библиотерапия — это работа с книгами. Прочитывая книгу, ребенок остается один на один со своими эмоциями. Задача преподавателя — проговорить эти чувства. Иногда это не получается на уроке литературы. Тогда на помощь приходит занятие с арт-терапевтом, который может задать вопросы: какой персонаж тебе больше всего понравился и почему; бывали ли у тебя в жизни такие ситуации, в которые попадают герои книги; как бы ты повел себя на месте героев книги; что тебе нравится в поведении героев и мог бы ты повторить их путь и т.д.?
Примерно такие же вопросы могут задаваться и во время сеанса кинотерапии. Посмотрев вместе с учеником фильм, преподаватель может спросить: что привело героев к такому поведению; за счет чего мы лучше понимаем героев?
Фототерапия это работа с фотографиями. Разбирая чужие фотографии или создавая свои собственные, ученик получает опыт осознания и создания произведений. Развитие цифровых технологий позволяет производить на свет свои арт-объекты (минифильмы, фотовыставки).
Арт-терапия существует не сама ради себя. Она решает конкретные задачи, которые появляются в учебном учреждении. Например, поссорились двое учеников. У каждого из них есть обида друг на друга. Пока они готовы делиться происходящим, но в процессе работы с арт-терапевтом каждый из них может согласиться рассказать о своих чувствах, а это — первый этап к решению проблем.
Замечательным способом арт-терапии являются театральные методики работы с девиантными подростками. Попадая в импровизационный театр, несовершеннолетние учатся осознавать свои чувства и адекватно их выражать. Они лучше понимают поведение людей и вернее их интерпретируют.
Комментарий: Ирина Семеновна, учители рисования: «Элементы арт-терапии можно использовать и на уроке труда, и на уроке рисования. Дети с удовольствием объясняют, что именно они нарисовали и почему именно такого цвета. После напряженного конфликта им бывает важно поиграть. Я никогда не настаиваю на том, чтобы подросток объяснял смысл своего рисунка: захочет — сам расскажет. Но наводящие вопросы я готова задавать. В конечном счете у нас нет цели создать произведение искусства. Есть цель раскрыть свой внутренний мир, научиться выражать свои чувства. Разным детям нужно разное время на то, чтобы заняться этим. Некоторые охотно раскрываются на первом занятии. Некоторые не готовы говорить о себе и после десяти занятий, но их рисунки говорят за них. Я могу привлечь психолога, если вижу, что ребенку нужна помощь. Психолог может предложить ребенку порисовать у себя в кабинете. Есть много полезной литературы по арт-терапии, которую легко найти в интернете. Есть полезные курсы, которые можно пройти за счет учреждения. Я полагаю, что такими знаниями может обладать любой учитель, если пройдет соответствующую подготовку. Эти знания нужны и родителям, которые порой игнорирует внутренний мир ребенка. У родителя часто создается ошибочное ощущение, что если ребенок просто рисует, то он занимается ерундой. Но это не так.»