Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Отделение дополнительного образования в школе

ОДОД — это структурные подразделения школ и других учреждений, в которых реализуется допобразование по различным направлениям. В Петербурге недавно был запущен портал допобразования. Есть он в других городах.
Наиболее актуальный перечень таких дополнительных векторов развития:
• художественная деятельность;
• техническая;
• спортивно-физкультурная;
• социально-педагогическая;
• естественнонаучная;
• туристско-краеведческая.
Это, конечно, не полный перечень, но наиболее актуальный для школ мегаполисов.
Приказ министерства о создании в школах соответствующих отделений был принят в соответствии с ФЗ «Об образовании» (п.4. ст.27). Главная задача — удовлетворение потребностей детей и семей в целом в широком спектре предоставляемых услуг в сфере допобразования. ОДОД в школах функционирует по приказу Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013. Образовательный процесс в них осуществляется в объединениях по интересам. Группы обучения формируются из детей одного возраста или же создаются разновозрастные группы.
Занятия проводятся по программам как одной направленности, так и по интегрированным. Для реализации комплексной программы могут привлекаться сразу несколько педагогов. Содержание программы и форматы её реализации определяются педагогом самостоятельно, исходя из задачи (образовательной и воспитательной), других требований к программам. В составе объединения могут находиться коллективы различных форматов (секции, клубы, студии, ансамбли, лаборатории, и другие).
Число детей, их возраст, количество и продолжительность занятий определяется их выбранной направленностью и рассчитывается школой самостоятельно.
Школьник может заниматься сразу в двух или трёх объединениях, и менять их по желанию.
Интересно, что образовательные программы ОДОД могут использоваться школой самостоятельно (автономно) или же как сетевая форма. При реализации используются как классические образовательные технологии, так и дистанционные, а также полностью электронный формат обучения.
Основные задачи, которые должно решать ОДОД в школе, это обеспечение условий личностного развития ребёнка и подростка, укрепление его здоровья, творческого труда и профессионального самоопределения.
Предполагается, что в ОДОД будет происходить адаптация ребёнка к общественной жизни; формирование его культуры и содержательного досуга.

хок2.jpg

Чем занимается ОДОД

Реализует образовательные программы различной направленности, а также досуговые программы. Реализовываться они должны при взаимодействии с организациями соответствующего профиля (например, учреждениями культуры, или общественными организациями).
Программу своей деятельности отделение разрабатывает самостоятельно, основываясь при этом на запросах самих детей, потребностях школы, родителей и с учётом национально-культурных традиций.
Программы по направлениям разрабатывают педагоги ОДОД, а ещё используются типовые программы, рекомендованные министерством.
До начала каждого нового учебного года перечень программ, принятых к реализации, может изменяться.
Педагоги ОДОД создают единое культурно-образовательное пространство для творческой самореализации детей.
Таким образом, ОДОД — это не только место дополнительного обучения ребёнка, но и пространство, в котором реализуются разнообразные формы общения.

Кто может проводить занятия

Сегодня В ОДОД имеют право участвовать как педагоги дополнительного образования, так и учителя-предметники. Но каждый педагог должен пройти переподготовку в области допобразования. Так учителю физики, например, вполне хватает знаний для того, чтобы вести занятия по роботехнике, а вот педагогических технологий, отличных от проведения базовых предметных уроков, ему может и не хватить.
Важно, что на занятия в ОДОД приходят дети, уже выбравшие себе интересующую их тему.
Вовлекать их и устраивать анимацию педагогам не нужно. Но при этом темы занятий должны быть не просто интересными, но и достаточно сложными, чтобы интерес к ним сохранился надолго.
Образование в ОДОД может быть как общеразвивающим, так и предпрофессиональным.
Если направленности занятий предпрофессиональные, детям потребуются профессиональные результаты. В обязанности педагога должны входить эксперименты, показывающие, где можно использовать получаемые знания, знакомство с предприятиями, где получаемые знания могут пригодиться.
ОДОД — социальный институт детства, существующий для ребёнка, его воспитания, обучения и развития. Основная его задача — усилить вариативную составляющую, научить реализации полученных знаний и умений. Именно в условиях дополнительного образования школьник может развить потенциальные способности и как можно лучше адаптироваться в современном обществе.
Расписание утверждается директором школы и составляется с учётом возрастных особенностей детей и рациональной загрузки школьных кабинетов. Почему появилась необходимость в новой структуре ДОПов ОДОД должен удовлетворять потребности учащихся и родителей, как образовательные, так и социокультурные, но главное, постоянно изменяющиеся.
С его помощью можно увеличить пространство, в котором дети и подростки проявляют активность (познавательную, творческую, спортивную) Новые знания сегодня получить очень легко: их постоянно предлагает телевизор и интернет. Проблема в том, что ребёнок, даже старшеклассник, не всегда может выявить пользу того, например, что он прочитал или увидел. Так как жизненного опыта у ребёнка ещё недостаточно, он может спутать предостережения и рекламу, а плохое с хорошим. ОДОД как раз послужит помощью в разъяснении проблемных ситуаций, причём не «вообще», а в направлении, интересующем ребенка.
Информационные технологии, например, позволяют легко научиться игре на музыкальном инструменте или игре в футбол. Но через сеть он не сможет получить навыки взаимодействия с командой. Именно это и должны ему дать занятия в ОДОД.
А разнообразные направленности позволяют получить знания в любой сфере, которая заинтересует школьника, и будут способствовать его разностороннему развитию.

Комментарий:
Виктория Александровна, педагог допобразования: «Многие недооценивают пользу от допобразования школьников. Родителям кажется, что учиться сегодня можно где угодно и чему угодно. Между тем, именно педагоги допбразования много времени проводят с детьми и дарят им ощущения счастья от полученных знаний. Знания ведь бывают разные. В эпоху ковида эта сфера пострадала, потому что трудно соблюдать жесткие санитарные нормы, социальную дистанцию, но школа с этим справляется. На дистанционных формах обучения приходилось несладко тем кружкам, где нужно демонстрировать практические знания. Но сейчас с это проблемой справились. Удается проводить очное обучение Занятия по дополнительному образованию проводятся в строгом соответствии с тематическим планом».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?