Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Путин поручил сократить количество контрольных работ

Сразу после поручения президента РФ Владимира Путина о сокращении в школах количества контрольных работ, Рособрнадзор провёл соответствующую работу и разослал в регионы рекомендации по оптимизации. Можно сделать выводы, что запрос действительно оказался назревшим и требовал немедленного реагирования. Доклад о выполнении поручения президента должен быть представлен к окончанию учебного года.

Контрольные работы и СанПин

Действующие законодательные акты поручают самой школе определять порядок оценки знаний. Оценки за контрольные работы выставляются в соответствии с локальными требованиями, в них описывается порядок выставления оценок и их критерии.
СанПин указывает, что итоговые контрольные должны проводиться после того, как дети изучат большие учебные темы, а также в конце каждой четверти и каждого года.
Форма контрольной работы (КР) при этом может быть разной: она определяется спецификой предмета, а также - учебной темой. Работа может проходить в виде диктанта, лабораторной или письменной работы, зачёта. Школьный график проведения составляется на полгода или на год и должен быть опубликован на информационной доске или на сайте школы, причём сделано это должно быть в первые две недели учебного года.

маша2.jpg

Есть три нормативных документа, требования которых должны строго соблюдаться.
Два - постоянно действующие: СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20. А третье, СП 3.1/2.4.3598-20, связано с ограничениями на период пандемии Ковида-19, его действие продлено до 01.01.2022.
В процессе изучения нового материала ошибки детей неизбежны и считаются нормой. Во время процесса обучения ошибки корректируются учителем, а не до конца понятый материал прорабатывается повторно. Дети выполняют ряд текущих работ, затем промежуточных аттестаций в виде самостоятельных или лабораторных работ и только после этого проводится проверка знаний. Она допустима только после того как большая учебная тема полностью проработана.
После проверки КР учитель разбирает ошибки и анализирует результаты.

Требования СанПин:
• КР должны назначаться на вторник или среду.
• Не рекомендуется назначать их сразу после праздничных дней.
• Оптимальное время – 2 – 4 урок, на первом и последнем уроке умственная активность детей ниже.
• Не назначаются после урока физкультуры.
• Количество КР - не более одной в день.
• В учебную неделю количество работ - не более двух.
• КР по одному учебному предмету не должны назначаться чаще, чем в 2,5 недели.

Родители имеют возможность получать информацию о самих заданиях, результатах их ребенка. Также, согласно федеральному закону «Об Образовании», они могут знакомиться с методиками обучения и воспитания, технологиями, содержанием программы. Но вмешиваться в учебный процесс они не могут.
Если родители считают, что число КР слишком велико, они могут обращаться в администрацию школы за разъяснениями. А если ответы их не удовлетворят, то далее - в местные и региональные органы образования.
На период ограничений, связанных с пандемией, введены дополнительные требования к проведению КР. Например, может проводиться работа с определённым сроком сдачи. Учитель даёт задание, и назначает время, до которого работа должна быть сдана. Такой вариант подходит для гуманитарных предметов. Ещё один вариант - контрольный опрос по видеосвязи.

Взгляд на проблему с разных ракурсов

Эксперты заявили, что 30% времени дети тратят не на обучение новому, а на контроль знаний, что, по его мнению, значительно вредит образовательному процессу. Кроме того, учебная программа слишком большая и сложная сама по себе. Многочисленные обращения родителей по поводу сокращения числа проверочных и контрольных работ поступили в комитет по образованию ещё весной. Такое положение дел объясняется тем, что учителя уже с начальной школы начинают готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ, а это совершенно неправильно. Количество уроков в современной школе уменьшается, а объём материала остаётся прежним. Усвоить его как следует просто физически невозможно. Вывод, который делается из этой ситуации: больше времени отводить на усвоение предмета, а не на проверки и контроль.
О другой стороне поручения о сокращении числа контрольных говорит другой эксперт. Действительно, было отмечено большое количество жалоб на контрольные работы, но именно на ВПР, которые не отменены, и никто отменять их не собирается. А именно они сегодня составляют большую часть проверочных работ. Рособнадзор получает большие бюджетные средства на организацию ВПР. Школы же и сегодня имеют большую самостоятельность в составлении расписания и программ. Поэтому профсоюзному деятелю не очень понятно, что именно подразумевается под рекомендациями комитета о сокращении КР.
А вот какие данные приводит сам Рособрнадзор. В некоторых школах КР приходится на каждый пятый урок русского языка, и каждый третий - биологии. КР по физике приходятся на каждый 4-ый урок. Естественно, такое положение вещей требует оптимизации.
Эксперты считают, считает, что количество проверочных работ так велико потому, что это самый простой и удобный способ накопить оценки, но, к сожалению, не слишком эффективный. И ответственность здесь целиком лежит на школе.
Есть эксперты, которые утверждают, что проблема именно в ВПР, и голосуют за их отмену. По их мнению, большинство КР приходят в школы «сверху». О постоянных проверках говорят и родители, и сами учителя. Поэтому проблему можно решить предельно просто, сократив количество именно тех работ, которые подготавливаются регионами.
Дети и родители бурно реагируют на каждую КР, что не способствует психологическому и физическому здоровью детей. Правильнее оставить только те из них, которые нужны. Какие именно? Наверное, нужно взять лучший опыт школы, в которой таких работ было оптимальное количество. Однако не учитель решает сегодня, когда проводить работу. Это спускается сверху, и учитель, чаще всего, тоже страдает от того, что КР слишком много.

Комментарий:
Валентина Матвеевна, преподаватель: «Проблема контроля знаний сегодня очень велика. Если дети находятся на удаленном обучении, то она становится вообще непреодолимой. Допустим, учитель провел несколько уроков и хочет проверить, как дети усвоили знания. А как он это сделает, если они находятся дома? Давая им задания, он не может быть уверен, что они выполнят их без чьей-то помощи. Если обучение очное. То намного проще: ученики прошли какой-то материал, потом провели по нему контрольную. Но для учеников это, зачастую, стресс. Учитель должен создавать такую атмосферу в классе, чтобы проверять знания было интересно. Нельзя пугать контрольными, угрожать ими как чем-то опасным. С другой стороны, нельзя обходиться и совсем без них, потому что наша жизнь часто устраивает нам «контрольные» и к этому надо быть готовыми».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?