Родительское собрание — это официальное мероприятие, его организует школа, чтобы продемонстрировать и обсудить успехи обучающихся, а также улучшения условий обучения.
Часто учителя признаются, что время, которое приходится на родительское собрание, - сложная и не очень приятная часть работы. Все родители разные, у них много разных вопросов. А вопросы, поднятые учителем, часто встречают равнодушие. В ФЗ «Об образовании» нет упоминаний о родительских собраниях. В школе создаётся документ — положение. В нём описываются цели и правила поведения собраний. В нём же описываются функции родительского комитета (РК) школы и класса.
Если возникли проблемы и разногласия с РК или на самом собрании, следует прочитать положение, выяснить, какая статья из него была нарушена. Тогда обсуждение будет аргументированным.
Основные правила
Проводиться они должны не реже, чем раз в четверть или триместр, но при возникновении неотложных проблем – чаще. Считаются обязательными для посещения, но тут есть нюансы. В любом случае, родители, которые не смогут присутствовать, должны предупредить учителя.
Узнавать о собрании родители должны не позднее, чем за 3 дня до назначенной даты. Для оповещения используются социальные сети, записи в дневниках.
1. Учитель должен ознакомить родителей со связанными со школьным образованием законами и подзаконными актами, принятыми в школе, городе, на федеральном уровне.
2. Классный руководить должен приглашать учителей – предметников, как правило, приглашаются наиболее «проблемные» педагоги.
3. Иногда ведется протокол, его пишет секретарь, выбранный из числа родителей, и подписывается председателем РК, но это не часто. Может быть организована встреча со специалистом, например, врачом. Разговор обычно идёт о проблемах, которые волнуют родителей.
Могут демонстрироваться фильмы и видеоролики о развитии ребёнка, воспитании, и другие.
Не должны публично обсуждаться успехи или проблемы отдельных учеников. Если же такой разговор инициирует кто-то из родителей, задача классного руководителя — дипломатично закрыть тему. Вопросы и проблемы, связанные с конкретным учеником, решаются индивидуально между учителем и его родителями.
Конфликт, в котором участвует несколько учеников, также разбирается не при всех: беседа должна вестись только с их родителями, а не при всех. Организовывать сбор денег на нужды класса, или на подарки — это обязанность РК, а не учителя.
Если родитель пропустил собрание
Собрание организуется в первую очередь для родителей: обсуждаются полезные вещи: нововведения в школе, проблемы в классе, мероприятия в каникулы. Часто учитель просит заполнить анкеты и заявления за подписью родителей.
Следует учитывать, что за непосещение собраний — спрашивается с учителя.
Но при этом, родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.
Вместе с тем, Закон не регламентирует их посещение, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не их посещают. Тем более, что школа не являются организацией, которая может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.
Форматы родительских собраний
1. Ознакомительное. Проводится один раз в целях знакомства с новым классным руководителем. Учитель рассказывает о своей квалификации, опыте работы и дальнейших планах. Он же может задать родителям вопросы о детях. Такое собрание устраивается не в самом начале работы, чтобы минимальная информация уже была собрана. Оптимальное время — после первой рабочей недели.
Основная цель — создание доверительных отношений между классным руководителем и родителями.
2. Плановые. Проводятся в конце четверти или триместра. Учитель предоставляет важную информацию о работе детей, родители же могут получить ответы на все интересующие вопросы. Цель плановых собраний — информирование об успехах и проблемах, планах. Посещение собрания поможет родителям оставаться в курсе школьной жизни. Собрания протоколируются. При подготовке к очередному собранию желательно пересмотреть протоколы, чтобы сделать выводы об эффективности работы.
3. Экстренные. Созываются при возникновении неотложной проблемы. Несмотря на то, что проблема может быть разной, она вряд ли будет полностью уникальной. Учитель в этом случае всегда может спросить совета у коллег по работе и ознакомиться с протоколами собраний, на которых подобные ситуации уже разбирались. В этом случае родители смогут узнать о том, какие методы преодоления и разрешения ситуации реально работают.
4. Консультации. Проводятся нерегулярно, и могут созываться как по инициативе родителей, так и по инициативе учителя. На них приглашается учитель-предметник, рассказывающий от успехов класса более детально, рекомендующий дополнительные пособия и практики. Нужно заметить, что такие собрания часто плохо посещаются родителями, считающими, что разговор об одном предмете — это лишняя трата времени. Желательно, чтобы классный руководитель заранее анонсировал темы, которые будут обсуждаться на собрании. Родителям будет более интересно получить практические советы.
5. Собрания-лекции. Большинство родителей сталкивается с одинаковыми проблемами воспитания. Научить с ними справляться можно непосредственно во время родительского собрания. После заранее проведённого анкетирования можно выяснить, какие темы более актуальны, и затем в комфортной и доверительной беседе дать актуальные советы. Такая встреча может проводиться не самостоятельно, а с приглашением экспертов.
6. С участием детей. Во многих школах такие собрания стали доброй традицией и проходят не реже раза в год. Родители могут увидеть своих детей в школьной обстановке, а дети — продемонстрировать свои успехи в той или иной форме. Такое собрание требует подготовки и модерации: необходимо составить и расписать план, обсудить с классом, что именно они готовы показать и рассказать родителям. 7. Необычные форматы. Каждое родительское собрание имеет конкретную цель: налаживание от доверительных отношений с родителями, решение возникших в классе проблем; помочь родителям в воспитании.
Возможно, родителям стоит посмотреть и обсудить какой-то видеоролик? Или педагог инициирует «классный чай» для организации дружеского и приятного общения.
И немного о коронавирусе
Как мы помним, в 2020-2021 году родительские собрания в школах были запрещены Роспотребнадзором в связи с пандемией. Все встречи были перенесены в онлайн - в родительские чаты. И, конечно, решались на них лишь организационные и утилитарные вопросы. Эффективен ли такой формат в обычных, а не экстремальных условиях, судить пока рано.
Комментарий:
Евгения Степановна, преподаватель: «Родительские собрания очень полезны для всех, кто принимает в них участие. Есть возможность увидеть всех родителей, побеседовать, принять меры. Часто на них обнаруживается недовольство кого-то из семей. В этом случае поговорить можно отдельно. Сложности могу возникнуть, если началась эпидемия и собираться офлайн нельзя: тогда общаются в чате.»