Пока родителей отправляли на удаленку, детей переводили учиться на дистант. И если в начале пандемии казалось, что "посидим дома, и потом снова выйдем на учебу", то теперь очевидно, что эта история - долгая. В октябре 2021 года Минобрнауки указали на возможность вузов самостоятельно принимать решение о формате обучения. Иными словами каждое учебное заведение ориентируется по ситуации, связанной с ковидом, в каждом конкретном регионе. Некоторые вузы, например Уральский аграрный, уже продлили дистант до конца года. Даже экзамены в сезоне 2021-2022 можно будет сдавать дистанционно с помощью Единой биометрической системы.
Вопрос цены: нужно ли платить за дистант полную стоимость?
Понятно, что необходимо приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Однако открытым остается вопрос о качестве такого образования и, соответственно, об оплате.
Даже на чисто житейском уровне уже не один раз возникали истории о том, как с переходом на дистант резко ухудшалось качество проводимых занятий. Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС проводил опрос среди преподавателей и студентов об их отношении к дистанту. В опросе приняли участие более 12 000 студентов, и по результатам было установлено, что качество дистанционного образования оказалось значительно ниже, чем традиционного очного. Почти 70% студентов предпочли бы очный формат дистанту. Они также отметили, что у многих студентов стало меньше свободного времени, особенно когда преподаватели одновременно отправляют большое количество заданий. Пострадала социализация, исчезли возможности для живого обсуждения и эффективной работы в группах.
Сторонники дистанта обычно подчеркивают важность умения научиться всему без участия преподавателя. Но с этим легко поспорить - в вуз все-таки поступают за тем, чтобы учиться у профи.
У этих споров есть еще один важный аспект - финансовый. Законно ли требование вуза платить за дистант ровно столько же, сколько за очный формат? Может ли абитуриент претендовать на скидку за “неудобства”?
Из чего складывается стоимость обучения в вузе
Чтобы разобраться в этом вопросе не на эмоциях, а с точки зрения закона, стоит вернуться немного назад и понять, из чего формируется стоимость обучения в вузах.
Существуют минимальные нормативы стоимости обучения, которые формирует Министерство науки и высшего образования РФ. Они отличаются по разным направлениям и меняются ежегодно. Далее начинают действовать различные коэффициенты. Они зависят и от самой образовательной программы, и от экономической ситуации, и от многих других факторов. Свою роль также играет уровень инфляции - в соответствии с законом "Об образовании в РФ", это единственная легальная причина для повышения стоимости за обучение.
Из всех этих факторов складывается сумма, которую студент-платник должен внести в кассу учебного заведения.
Что такое дистант с точки зрения закона
В том же законе об образовании есть статья 16, в которой речь идет о вариантах реализации учебной программы. Там сказано, что у вузов есть право проводить занятия с помощью техники. Правило распространяется не на все специальности - есть дисциплины, которым можно учить только по факту присутствия ученика в стенах учебного заведения.
Никаких послаблений преподавателям это не дает. Профессор не может просто так не явиться на занятие и вместо этого отправить всем по почте презентацию. Нет поблажек и для студентов, например никто не обязан в связи с новым форматом делать сдачу экзаменов проще.
В законе есть один ключевой для понимания момент: онлайн-образование - это только формат проведения пар. Он не должен влиять на качество обучения.
Так будет скидка за дистант или нет?
Теоретически вуз может понизить стоимость обучения, но выгоды для него в этом никакой. Сумму скидки придется брать из своего же бюджета. То есть ситуация, чтобы в случае с дистантом вуз сказал "раз такое дело, будет дешевле" - маловероятна.
Другое дело, что студенты и их родители могут взять инициативу в свои руки. Опираться можно на пункт 5 статьи 54 и 45-ю статью закона об образовании, в которых сказано, что студенты и их родители могут отстаивать свои права и интересы.
Как отстаивать свои права и интересы
Первое: необходимо доказать фактами, что качество образования ухудшилось.
Это может быть отмена лекций вместо полноценного переноса их в онлайн-формат. Уменьшилось количества занятий: должны были изучать семейное право весь семестр, а в итоге прошлись по верхам за пару лекций и получили список литературы для самостоятельного изучения. Также стоит отметить факты недобросовестного отношения к преподаванию. Например если весь образовательный процесс сводится к тому, что преподаватель кидает ссылки на статьи и видео. Нужно постараться найти как можно больше доказательств и предоставить их наглядно.
Второе: когда информация собрана, нужно написать заявление на имя ректора.
В заявлении можно требовать вернуть всю сумму за обучение, уменьшить ее или выплатить компенсацию.
Чтобы все сработало, действовать лучше не в одиночку, а объединиться с одногруппниками и ученикам других потоков. Уже известен случай с МГУ: вузу пришлось выделить 30 миллионов на компенсации студентам после того, как стала известна информация о том, что они подают иск из-за перехода на дистант.
Что еще можно сделать
Если с вузом договориться не удалось, вы можете обратиться в комиссию по по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Как вариант - в Роспотребнадзор. Или все-таки довести дело до суда.