Как мотивировать школьника учиться? 4 полезных совета для родителей
Эти советы подойдут и родителям первоклассников, которые только идут в первый класс, и тем, чьи дети уже не первый год отлынивают от учебы.
Важность школьного образования отрицать сложно. Оно готовит базу для дальнейшего профессионального самоопределения, развивает мозг и дарит знания, которые отличают человека образованного. Когда-то это было привилегией богатых, а теперь общее образование доступно каждому. Вот только вопрос “как мотивировать школьника учиться” сегодня стоит остро, как никогда.
Многие дети не осознают, как это важно, а если и понимают умом, никак не могут собраться, перебороть себя и начать учиться. И это в большинстве случаев совсем не лень, как думают родители. Причин нежелания учиться много – неподходящая обстановка в классе, конфликт с учителем, усталость и другие.
Одна из самых распространенных проблем – отсутствие мотивации к обучению. Вот 4 совета, как мотивировать школьника учиться.
1. Снижайте уровень стресса
Вспомните себя в периоды, когда вас беспокоят проблемы в личной жизни, или вы плохо себя чувствуете. Полностью ли вы отдаетесь работе, пусть даже и очень любимой? Скорее всего, вы ответите “нет”, потому что в такие моменты, когда мы эмоционально истощены, думать о ней даже не хочется. Это же происходит и с вашим ребенком, если он испытывает стресс, сильно устал или переживает какие-то серьезные перемены в жизни.

Часто дети не рассказывают родителям о конфликтах, которые происходят в школе. Они переживают внутри себя плохие отношения с преподавателем или обиды со стороны одноклассников. Да и учителя не часто замечают, что ребенку некомфортно находиться в классе. Задача родителей – никогда не терять близкого контакта со своим ребенком. Разговаривать с ним, создавать доверительные отношения, чтобы он имел возможность рассказывать все, что с ним происходит.
Для этого возьмите себе за правило не использовать в беседе нравоучительный тон, не ругайте ребенка за признание в том, что он сделал плохо. Вместо “я же тебе говорил(а)” почаще используйте фразу “теперь у тебя есть опыт”.
Повышает уровень стресса и высокая нагрузка. Возможно, у вашего ребенка слишком много кружков и секций, и стоит от чего-то отказаться. Или, может быть, он в силу своих особенностей не может учиться в школе с углубленным изучением каких-либо предметов. Каждый родитель должен научиться адекватно оценивать способности своего ребенка, давая ему возможность полноценно отдыхать. Тогда, возможно, и дополнительно мотивировать никого не понадобится.
2. Работайте над внутренней мотивацией
У каждого человека есть два вида мотивации – внешняя и внутренняя.
Ребенок знает, что за двойку по контрольной у него отнимут планшет, и он готовится к ней, чтобы избежать наказания. Это внешняя мотивация.
А вот второй пример – школьник хочет стать журналистом, поэтому много читает, учит правила по русскому языка и пусть без особого удовольствия, но основательно подходит к написанию сочинений.
Разница между двумя этими мотивациями колоссальная. Внешняя – кратковременная и малоэффективная. Ребенок может подготовиться к контрольной, но, написав ее и избежав наказания, не факт, что снова подойдет к вопросу обучения с таким же рвением. К тому же он делает это не ради знаний, а только чтобы не лишиться чего-то важного для себя.
Внутренняя мотивация куда эффективней. Она позволяет длительное время сосредотачиваться на важном для себя деле. В этом случае ребенку не нужен надзиратель в виде родителя. Достаточно только моральной поддержки и направления, которое может дать взрослый.
Поэтому так важно найти то, что станет внутренней мотивацией школьника учиться лучше. Конечно, с какими-то предметами будет проще, ведь того, кто мечтает стать программистом, легче мотивировать учить математику, чем историю. Но можно затрагивать темы общей эрудированности и просто умения поддерживать беседу.
Родители должны регулярно вести с ребенком беседы на тему его планов на будущее, на примере великих людей показывать, как важно быть образованным в совершенно разных областях знаний. И ни в коем случае не заменяйте внутреннюю мотивацию внешней. Психологи и педагоги не рекомендуют давать деньги за хорошие оценки или держать ребенка в страхе, поскольку все это имеет кратковременный эффект.
Внутренняя мотивация у младших школьников и подростков проявляется по-разному. Вот самые распространенные мотиваторы развития для детей:
- Желание развиваться в какой-то области, чтобы потом работать в определенной сфере;
- Гордость за свои достижения;
- Желание быть эрудированным человеком с широким кругозором;
- Интерес к предметной области;
- Стремление поддерживать социальный статус школьника (это чаще всего встречается у учеников младшей школы); - Стимул получить образование в престижном профессиональном учебном заведении, например в Москве.
3. Не занижайте важность проблем
Удивительно, как быстро взрослые забывают о том, что чувствовали в детском возрасте. С высоты житейского опыта все проблемы детей кажутся мелочью, но не для тех, у кого жизнь еще только начинается.
Когда ребенок жалуется на отношения с одноклассниками или трудности в усвоении предмета, так и хочется сказать “не обращай внимания” или “ты просто ленишься и не учишь все как следует”. А ведь для ребенка шутки одноклассников действительно могут быть очень обидными, а предмет не дается из-за особенностей восприятия или плохого педагога.
Прислушивайтесь к своему ребенку, а вместо поучительных фраз расскажите, какие вы испытывали проблемы в школе, и как с ними боролись. Так вы не только станете ближе к своему ребенку, но и сможете вместе найти выход из сложившейся ситуации. Если школьник увидит, что он не один на один со своей проблемой, и у других тоже бывают трудности, которые всегда можно разрешить, мотивации учиться прибавится. Это будет мотивировать ребенка не избегать проблем, а решать их.
4. Перестаньте считать оценки мерилом знаний
Важно понять в первую очередь родителям, что оценки – совсем не показатель знаний. В некоторых странах даже нет привычной нам системы оценивания, потому что она устарела, особенно для младшей школы. Конечно, мы еще пока не отошли от устаревшей школьной пятибалльной шкалы, поэтому приходится с этим как-то существовать, но важно не перегибать палку со всеми этими “двойками” и “пятерками”.
Для мотивации гораздо важнее не балл, а прогресс. Например, ребенок за словарный диктант получил “двойку”, потому что сделал больше 9 ошибок. В следующий раз он опять принес “двойку”, но уже допустил только 6 ошибок. Видите разницу? Вот и ребенок должен видеть свой прогресс, тогда в следующий раз он уже напишет на “тройку”, а там уже и до “четверки” недалеко.
Подобным образом анализировать работы нужно регулярно, потому что часто бывает так – ребенок старался, учил, но ему еще пока сложно показать хороший результат. Если судить только по оценкам, то получается, что все его усилия прошли даром. А когда он видит прогресс, то начинает стараться с удвоенной силой, потому что его мотивирует достижимость цели. Это существенно влияет на повышение успеваемости и желания учиться.
Хорошие учителя используют такой способ мотивации, но, к сожалению, не каждого можно назвать профессионалом. Поэтому роль человека, который будет показывать ребенку прогресс, должны взять на себя родители.
Мотивировать школьника учиться не всегда просто, но вполне реально. И чем раньше вы начнете работать именно с внутренней мотивацией, тем лучше. В идеале формировать у ребенка правильное отношение к учебе нужно еще до того, как он пойдет в школу, а не когда уже возникают первые проблемы. Но и в старших классах не поздно занять по отношению к своему ребенку позицию партнера, а не надзирателя.