Какие бывают конфликты между учителями, в чем основные причины их возникновения? И как правильно из них выходить?
Человек – существо социальное, а значит, важной частью нашей жизни является общение с другими людьми. Но не всегда оно проходит так, как нам бы хотелось, поскольку у каждого из нас свои ценности, взгляды на мир, позиция в отношении некоторых важных вопросов, особенности характера. Все это приводит к конфликтам. В том числе и на рабочем месте.
Иногда избежать столкновения интересов не получается, и худшее, что можно сделать, это постараться уйти от конфликта. Такое поведение не приводит к конструктивному решению, а только затягивает и усугубляет ситуацию. А здоровые отношения в коллективе очень важны, особенно если речь идет об учителях – на их плечах лежит обучение и воспитание подрастающего поколения.
Причины конфликтов между учителями
Конфликт – это результат столкновения разных мнений, действий, взглядов, мотивов, стремлений. Он может возникать между двумя людьми и даже целыми коллективами. Например, между родственниками или группами лиц в рамках работы в одной организации.
Педагогический конфликт – это столкновение между участниками педагогического процесса. Это могут быть ситуации “ученик-ученик”, “ученик-учитель”, “учитель-родитель”. Причины недовольства друг другом в каждом случае индивидуальны. В данном случае нас интересует ситуация “учитель-учитель”.
Конфликты между сотрудниками возникают в любом коллективе, но школа имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать. Психологи делают акцент на следующих нюансах педагогической деятельности:
1. Все участники педагогического коллектива в школе связаны между собой
Работа одного педагога откладывает отпечаток на эффективности другого. Если классный руководитель плохо занимается воспитательной работой с учениками своего класса, то учителям сложно вести уроки из-за плохого поведения. Или если математик некачественно объясняет ученикам материал, то возникают сложности с освоением физики.
2. Подавляющее большинство учителей в школе – женщины
А это значит, что в конфликтах нужно учитывать женскую психологию, ведь характер дам порой отличается вспыльчивостью и эмоциональностью.
3. Усугубляет ситуацию социально-экономическое положение
Материальные трудности, отсутствие уважения родителей и детей, постоянно меняющиеся требования к работе учителей – все это оставляет отпечаток на личности педагогов, которые работают в школе.
Разновидности конфликтов между учителями в школе
Психологи выделяют несколько видов конфликтов между школьными учителями. Все они имеют свои особенности, и их необходимо учитывать для максимально эффективного выхода из создавшегося положения в коллективе. Принято различать следующие разновидности конфликтов в ситуации “учитель-учитель”:
1. Ресурсные. Часто педагоги недовольны тем, как формируется нагрузка, классы какого уровня подготовленности они получают, как распределяют тарифный фонд, влияющий на размер зарплаты. Иногда столкновения возникают из-за кабинетов.
2. Личностные. В основе таких конфликтов лежит личная неприязнь, токсичные взаимоотношения, некорректное поведение коллег, завышенная самооценка, неконструктивная критика опытных педагогов по отношению к молодым специалистам.
3. Ценностные. Различие во взглядах на цели образования и педагогическую деятельность, нежелание принимать педагогические методики в образовательном процессе. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда классный руководитель стремится создать в подопечном классе демократичную обстановку, а учитель-предметник требует тотального послушания.
Стадии конфликта
Конфликты могут протекать в различных формах – открытом и скрытом соперничестве между педагогами, конструктивных и деструктивных спорах и дискуссиях. Безусловно, конструктивные столкновения всегда лучше, поскольку они приводят к снижению напряжения в педагогическом коллективе и нахождению оптимального решения, которое выведет отношения между коллегами и эффективность их работы на новый уровень.
Каждый конфликт проходит через несколько стадий:
1. Нарастание уровня напряженности между участниками конфликта – это могут быть столкновения один на один или даже между группами учителей.
2. Открытое противостояние интересов.
3. Нахождение выхода из конфликтной ситуации.
4. Завершение противостояния.
Чтобы конфликтная ситуация завершилась с позитивными результатами для обеих сторон, необходимо, чтобы она прошла через все этапы. Если оставить все в стадии открытого противостояния интересов, это негативно скажется на всем образовательном процессе.
Последствия конфликтов
Последствия в первую очередь зависят от того, как разрешится конфликт. Если найдено конструктивное решение, то между участниками спора налаживаются отношения, снижается напряжение, происходит дальнейшее развитие коллектива и улучшается педагогический процесс в целом. Участники могут пересмотреть свою точку зрения, освоить инновационные педагогические методики, даже если раньше были против, осознать недопустимость своих поступков.
Деструктивный выход из конфликта только усугубляет его. Из-за конфликтного социально-психологического климата в коллективе усиливается напряженность, взаимоотношения ухудшаются, проигравшая сторона испытывает моральный упадок, от чего снижается эффективность ее работы. Нередки также проблемы со здоровьем, связанные с сильными эмоциональными переживаниями.
Предупреждение конфликтных ситуаций между учителями в школе
В предупреждении конфликтов большую роль играют руководители организации и школьные психологи. В их задачи входит:
- Анализ и контроль за социально-психологическим климатом коллективе;
- Своевременная реакция при возникновении противостояний между коллегами;
- Справедливое и разумное распределение ресурсов – материальной базы школы, учебной нагрузки и прочих вещей.
Пример работы школьного психолога – проведение лекций и тренингов среди педагогического состава на тему грамотного и экологичного решения конфликтов. А также работа по запросу от руководителя и учителей.
Способы решения конфликтной ситуации
Каждый педагог должен придерживаться принципа активного слушания, когда разговор двух людей сводится не к взаимному обвинению и жесткому отстаиванию своих позиций, а выяснению истинных причин недовольства.
В разговоре с негативно настроенным для общения человеком не нужно принимать оборонительную сторону или начинать оправдываться. Вместо агрессивных ответов на негатив лучше использовать фразы из серии “Я-утверждений”. Например “Я правильно вас понял, вы хотите сказать, что…” или “”Мне кажется, что…”. Не стоит реагировать на провоцирующие скандал поступки. Лучше придерживаться принципа дружелюбного отношения ко всем.
Хорошим решением конфликтных ситуаций является медиация, когда в процесс включается третье лицо, непредвзятое и беспристрастное. Службы медиаций уже стали внедряться в школах. Они помогают разрешать не только конфликты между учителями, но и между учениками, а также между педагогом и учащимися. Хочется надеяться, что в скором времени они появятся в каждом учебном заведении.