Цифровая образовательная среда (ЦОС) - новое понятие, характеризующееся как открытая совокупность различных информационных систем, решающих или способных решить большинство задач, стоящих перед современной школой и образовательным процессом.
Почему она открытая? Любой пользователь может применить внутри неё разные системы, входящие в ЦОС, и добавлять туда свои. Среда - это не аналог системы, так как в неё входят различные элементы, не всегда согласованные. В ней есть также конкурирующие и противоречащие. С ними среда развивается быстрее, так как нельзя определить заранее, какие составляющие закрепятся в ней, а какие исчезнут со временем. Система же создаётся специально под определённые цели. Время её жизни ограничивается соответствием условий, которые задавались при проектировании. В меняющихся условиях срок функционирования системы резко сокращается. Проблема в этом и состоит: системы создают специально и централизованно, как единый продукт для любых образовательных организаций. Но реальные условия изменяются слишком быстро, поэтому и эффективность от внедрения таких систем минимальна.
Тем не менее, образовательные организации вынуждают использовать готовые системы, что приводит к пассивному противодействию им со стороны педагогов. В результате обучение улучшается, и иногда возрастает бюрократическая нагрузка, хотя именно она должна была бы уменьшиться при использовании системы.
Цифровая образовательная среда: принципы построения
• Единство. Применение целого спектра цифровых технологий, каждая из которых призвана решать свою задачу.
• Открытость. Добавление любых новых технологий, подключение внешних систем.
• Доступность. Рациональность применения любых элементов для любого пользователя.
• Конкурентность. Каждую цифровую технологию можно при необходимости или по желанию заменить конкурирующей.
• Ответственность. Задачи информатизации каждый участник решает самостоятельно и участвует в согласованных задачах.
• Достаточность. Структура системы должен соответствовать задачам. Издержки на сопровождение системы должны быть исключены.
• Полезность. Введение ЦОС должно сократить трудозатраты пользователя.
ЦОС должна основываться на минимуме центральных систем, региональные инструменты не должны являться обязательными для использования. Это позволит решить основную задачу информатизации: снизить бюрократическую нагрузку на преподавателей за счёт ИИ, и средств автоматизации.
Цели цифровой образовательной среды
Для школьника:
• более широкие возможности построения образовательной траектории;
• доступ к большому количеству ресурсов, прежде всего, наиболее современных;
• расширение рамок отдельной образовательной организации до неограниченных масштабов.
Для родителей:
• конкуренции на образовательном рынке приведёт к снижению издержек. При этом возможности образования расширятся;
• сам процесс станет более прозрачным, а коммуникация внутри него - более простой.
Для учителя:
• снижение нагрузок: бюрократической, рутинной;
• мониторинг обучения станет более удобным;
• новые возможности образовательного процесса;
• активность переносится на обучающегося.
Для школы в целом:
• ресурсы используются эффективнее, так как часть нагрузки переносится на информационные технологии;
• сетевая организация расширяет возможности предложений в образовательной сфере;
• снижается бюрократическая нагрузка;
• улучшаются возможности коммуникации.
Для региона:
• мониторинг процессов переходит в автоматический режим;
• формируются сетевые структуры, оптимизирующие образовательные ресурсы всего региона;
• сетевое взаимодействие уменьшает отток талантливых учеников в более "продвинутые" в образовательном отношении регионы;
• автоматизации документооборота позволяет сократить бюрократические издержки.
Для государства:
• увеличивается образовательное разнообразие в масштабах страны;
• устанавливается баланс запроса на образование и возможности его реализации;
• возрастает оперативность и качество результатов.
Модель ЦОС - это не замена традиционных уроков
ЦОС является составным элементом образования и включает в себя наличие высокоскоростного интернета, соответствующего оборудования, сервисов, увеличивающих интерактивность. Обычное общение с учителем не отменяется. ЦОС только меняет условия в модели обучения, добавляя новые возможности электронных ресурсов.
Сергей Кравцов, министр просвещения, специально подчеркнул, что речь идёт не о том, чтобы один вид обучения заменить другим, а о том, чтобы внутри обычного очного учебного процесса использовать цифровые программы, например, материалы РЭШ (МЭШ).
В результате обеспечивается:
• доступ к сети, образовательным сайтам и сервисам;
• цифровые решения, с которыми ребёнок, не посещающий школу, может оставаться на связи не только с учителем, но и с классом;
• видеотрансляция лучших уроков.
Цифровой след
Цифровой след – закрепленный образовательный опыт. Он подтверждает факт получения компетенций: что человек усвоил, запомнил, понял. Определить уровень вовлеченности школьника в образовательный процесс и понять, какой формат и стиль учёбы ему больше подходит. А ещё определить, насколько эффективна действующая образовательная программа в целом. Это важно, так как преподаватели нередко действуют в состоянии, которое можно охарактеризовать как «когнитивное искажение». Они давно занимаются своей темой и считают, что в ней всё понятно. Для школьников же могут оказаться важными совсем не те образовательные результаты, которые предполагались изначально.
Цифровой след собирается через записи Zoom-конференций, чат-логи, данные об активности пользователя при проектной работе, взаимные оценки. Цифровые дипломы и аттестаты тоже являются частью цифрового следа человека в образовании. Сейчас идёт пробная оцифровка аттестатов и дипломов. Цифровой формат упростит использование документа: его нельзя будет потерять или испортить и даже не потребуется предоставлять при трудоустройстве, так как работодатель может сам обратиться к ресурсу. Цифровой диплом пойдёт в связке с портфолио.
Комментарий
Евгений Сергеевич, учитель информатики: «Хорошо в образовательную среду приходит цифра, она позволяет сохранять информацию, обучать большее количество людей, раскрывать потенциал каждого. Есть, конечно, и минусы: мы не видим лично людей и не знаем, все у них получается. Но за этим, несомненно, будущее. Наверняка настанут и такие времена, когда вся среда будет оцифрована. Но тут важно, чтобы школа не потеряла человеческий облик. Надо помнить, что является целью — воспитание, образование. Поэтому личного общения ничто не сможет заменить»