Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Цифровая образовательная среда - что это?

Цифровая образовательная среда (ЦОС) - новое понятие, характеризующееся как открытая совокупность различных информационных систем, решающих или способных решить большинство задач, стоящих перед современной школой и образовательным процессом.
Почему она открытая? Любой пользователь может применить внутри неё разные системы, входящие в ЦОС, и добавлять туда свои. Среда - это не аналог системы, так как в неё входят различные элементы, не всегда согласованные. В ней есть также конкурирующие и противоречащие. С ними среда развивается быстрее, так как нельзя определить заранее, какие составляющие закрепятся в ней, а какие исчезнут со временем. Система же создаётся специально под определённые цели. Время её жизни ограничивается соответствием условий, которые задавались при проектировании. В меняющихся условиях срок функционирования системы резко сокращается. Проблема в этом и состоит: системы создают специально и централизованно, как единый продукт для любых образовательных организаций. Но реальные условия изменяются слишком быстро, поэтому и эффективность от внедрения таких систем минимальна.
Тем не менее, образовательные организации вынуждают использовать готовые системы, что приводит к пассивному противодействию им со стороны педагогов. В результате обучение улучшается, и иногда возрастает бюрократическая нагрузка, хотя именно она должна была бы уменьшиться при использовании системы.

Цифровая образовательная среда: принципы построения

Единство. Применение целого спектра цифровых технологий, каждая из которых призвана решать свою задачу.
Открытость. Добавление любых новых технологий, подключение внешних систем.
Доступность. Рациональность применения любых элементов для любого пользователя.
Конкурентность. Каждую цифровую технологию можно при необходимости или по желанию заменить конкурирующей.
Ответственность. Задачи информатизации каждый участник решает самостоятельно и участвует в согласованных задачах.
Достаточность. Структура системы должен соответствовать задачам. Издержки на сопровождение системы должны быть исключены.
Полезность. Введение ЦОС должно сократить трудозатраты пользователя.
цос12.jpg

ЦОС должна основываться на минимуме центральных систем, региональные инструменты не должны являться обязательными для использования. Это позволит решить основную задачу информатизации: снизить бюрократическую нагрузку на преподавателей за счёт ИИ, и средств автоматизации.

Цели цифровой образовательной среды
Для школьника:
• более широкие возможности построения образовательной траектории;
• доступ к большому количеству ресурсов, прежде всего, наиболее современных;
• расширение рамок отдельной образовательной организации до неограниченных масштабов.

Для родителей:
• конкуренции на образовательном рынке приведёт к снижению издержек. При этом возможности образования расширятся;
• сам процесс станет более прозрачным, а коммуникация внутри него - более простой.

Для учителя:
• снижение нагрузок: бюрократической, рутинной;
• мониторинг обучения станет более удобным;
• новые возможности образовательного процесса;
• активность переносится на обучающегося.

Для школы в целом:
• ресурсы используются эффективнее, так как часть нагрузки переносится на информационные технологии;
• сетевая организация расширяет возможности предложений в образовательной сфере;
• снижается бюрократическая нагрузка;
• улучшаются возможности коммуникации.

Для региона:
• мониторинг процессов переходит в автоматический режим;
• формируются сетевые структуры, оптимизирующие образовательные ресурсы всего региона;
• сетевое взаимодействие уменьшает отток талантливых учеников в более "продвинутые" в образовательном отношении регионы;
• автоматизации документооборота позволяет сократить бюрократические издержки.

Для государства:
• увеличивается образовательное разнообразие в масштабах страны;
• устанавливается баланс запроса на образование и возможности его реализации;
• возрастает оперативность и качество результатов.
Модель ЦОС - это не замена традиционных уроков

ЦОС является составным элементом образования и включает в себя наличие высокоскоростного интернета, соответствующего оборудования, сервисов, увеличивающих интерактивность. Обычное общение с учителем не отменяется. ЦОС только меняет условия в модели обучения, добавляя новые возможности электронных ресурсов.
Сергей Кравцов, министр просвещения, специально подчеркнул, что речь идёт не о том, чтобы один вид обучения заменить другим, а о том, чтобы внутри обычного очного учебного процесса использовать цифровые программы, например, материалы РЭШ (МЭШ).

В результате обеспечивается:
• доступ к сети, образовательным сайтам и сервисам;
• цифровые решения, с которыми ребёнок, не посещающий школу, может оставаться на связи не только с учителем, но и с классом;
• видеотрансляция лучших уроков.

Цифровой след
Цифровой след – закрепленный образовательный опыт. Он подтверждает факт получения компетенций: что человек усвоил, запомнил, понял. Определить уровень вовлеченности школьника в образовательный процесс и понять, какой формат и стиль учёбы ему больше подходит. А ещё определить, насколько эффективна действующая образовательная программа в целом. Это важно, так как преподаватели нередко действуют в состоянии, которое можно охарактеризовать как «когнитивное искажение». Они давно занимаются своей темой и считают, что в ней всё понятно. Для школьников же могут оказаться важными совсем не те образовательные результаты, которые предполагались изначально.
Цифровой след собирается через записи Zoom-конференций, чат-логи, данные об активности пользователя при проектной работе, взаимные оценки. Цифровые дипломы и аттестаты тоже являются частью цифрового следа человека в образовании. Сейчас идёт пробная оцифровка аттестатов и дипломов. Цифровой формат упростит использование документа: его нельзя будет потерять или испортить и даже не потребуется предоставлять при трудоустройстве, так как работодатель может сам обратиться к ресурсу. Цифровой диплом пойдёт в связке с портфолио.

Комментарий
Евгений Сергеевич, учитель информатики: «Хорошо в образовательную среду приходит цифра, она позволяет сохранять информацию, обучать большее количество людей, раскрывать потенциал каждого. Есть, конечно, и минусы: мы не видим лично людей и не знаем, все у них получается. Но за этим, несомненно, будущее. Наверняка настанут и такие времена, когда вся среда будет оцифрована. Но тут важно, чтобы школа не потеряла человеческий облик. Надо помнить, что является целью — воспитание, образование. Поэтому личного общения ничто не сможет заменить»
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?