Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение — может быть осознанной мерой или вынужденным шагом. В период эпидемии, пандемии обстоятельства вынудили использовать только удаленные формы обучения. В остальное время дистанционка может быть одним из инструментов преподавателя. Но в любом случае очень важно, владеет ли учитель технологиями обучения на расстоянии, которые используются в работе. «Недообразованность» учителей, их неумение выстроить работу с учениками создает условия для срыва учебного процесса, построенного на общении сквозь километры.
Немного об истории вопроса: технологии дистанционного обучения разрабатывались и ранее. Например, когда Интернета не существовало или он использовался очень ограниченно, можно было поступить в институт, который находился в другом городе. Тогда все задания приходили по обычной почте (за ними нужно было идти в почтовое отделение). Выполненные задания тоже нужно было присылать в учебное заведение письмом или бандеролью. Сегодня использование обычной почты в технологиях дистанционного обучения можно признать неоправданным, потому что существует более быстрый способ обмена вопросами и ответами — Интернет. Однако почтовые отправления по-прежнему могут работать в обучении — например, для обмена документами с оригинальной подписью, договорами. Наконец, в почтовое отделение могут прислать сам диплом.

дистанционное12.jpg

Однако в подавляющем большинстве случаев самым технологичным способом обмена сообщениями в формате обучения нужно признать интернет и телефонную связь. При этом технологии дистанционного обучения могут ранжировать по разным критериям.

Групповое обучение и индивидуальное
Групповое обучение намного дешевле, потому что за единицу времени можно обучить большее количество учеников. Например, на уроке английского языка несколько учеников слушают по скайпу лекцию про спряжение английских глаголов. Однако индивидуальное может быть более эффективным. Например, если что-то непонятно, то можно больше внимания уделить этому вопросу. При этом задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. К примеру, на уроке истории группу можно разбить на подгруппы и дать им разные задания: например, какой-то группе рассказать о начале битвы, какой-то о конце. При этом из индивидуальных учеников можно тоже сделать группу, которой поручить рассказать об основных полководцах и фельдмаршалах, участвующих в сражении.

Стандартное обучение и проектное
В стандартном дистанционном обучении преподаватель может просить учеников сделать обычные задания: прослушать лекцию, пересказать содержание абзаца, прочитать вслух наизусть стихотворение, решить пример. Все это можно сделать, например, в мессенджере Zoom.
Однако можно задействовать и проектную форму обучения. Например, можно объединить в группу изучающих иностранный язык и дать им задание - «Экскурсии по Берлину». В этом случае кто-то подготовит презентацию по берлинским музеям в Power Point. Кто-то сочинит аудиоподкаст по главным берлинским улочкам. Кто-то склеит из видеофрагментов Youtube экскурсию по соборам столицы Германии. Ученику, который интересуется практической экономикой, можно предложить подсчитать стоимость проекта в Excel. Такая проектная работа будет хорошим шагом в осмыслении стратегических подходов в туристической деятельности.

Аудио, видео, презентационное и текстовое обучение
Текстовое обучение — самый простой вид «удаленки». В этом случае преподаватель пишет задания либо в теле письма, либо прикрепленным текстовым файлом. Например, ученикам могут прийти тексты математических примеров в WhatsApp, которые нужно решить и отправить учителю на проверку. Задание может содержаться как в теле письма, так и прикрепляться файлом в формате Word, txt, rtf и других.
Обучение в презентациях — это когда ученикам приходят презентации, картинки в формате Power Point, Pdf, jpeg. Ученики также могу сохранять картинки с выполненными заданиями, ответами и присылать их преподавателям.
Обмен аудиофайлами предполагает у учителя и ученика наличие микрофона. В этом случае учитель может проговорить материал, а ученик ответить на вопросы, задать их.
Видеообщение — самый продвинутый вариант, когда учитель и ученик видят друг друга и могут прорабатывать материал, используя все каналы коммуникации.

Модульное и потоковое обучение
Чаще всего, обучение разбивается на модули. В этом случае ученик получает порцию материалов, которые завершаются промежуточным заданием. Например, класс слушает лекции на тему «Биография Пушкина», «Поэтические произведения Пушкина», «Гражданская лирика поэта», «Прозаические произведения». Четкое тематическое деление позволяет структурировать учебу и у слушателя выстраивается логика понимания объекта. Обучение без разбивания каждого урока на модули редко практикуется сегодня. Однако иногда факультативы могут иметь характер эссе: когда учитель и ученик излагают материал не в строгой последовательности, а упор делается на создание тонких связей, метафорических коллизий с акцентом на искусство.

Проблемное обучение
Проблемное обучение онлайн предполагает, что перед учениками все время ставятся какие-то проблемы, которые они должны решить доступными им способами. Например, на уроке, проводимом в конференции в Zoom, ученикам говорится, что они должны установить, действительно ли Шолохов был автором «Тихого Дона». Естественно, ученики при этом руководствуются мнением экспертов. Но они для этого знакомятся с историографией и приходят к определенному выводу. В качестве проверки задания учитель выслушивает аргументы в пользу той или иной версии, доказательную базу. Постановка проблемы и ее решение делают обучение более заточенным на результат, проясняют мотивацию.

Комментарий: Риморева Дарья Витальевна, преподаватель истории: "Как показала практика в период пандемии, одна из основных проблем при организации дистанционных уроков, с которой столкнулись преподаватели - это слабый интернет и недостаточное количество компьютеров в школах. Также многие ученики не воспринимали дистанционное обучение всерьез. Для эффективности такого вида образовательного процесса крайне важно донести до каждого обучаемого, что результат в первую очередь будет зависеть от них самих. И дистанционное обучение это такая же учеба, как и в школах за партами, к которой нужно подходить со всей ответственностью. Если с обеих сторон удастся решить эти проблемы, то мы действительно сделаем большой рывок в системе дистанционного обучения".
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?